Один из первых звуковых фильмов от великого кинематографического титана, режиссера и продюсера Сесила Демилля. Можно с уверенностью причислить эту картину к числу самых масштабных и впечатляющих пеплумов «ранне-звуковой эпохи». К тому же, это был так называемый «до-кодексный период» в Голливуде, когда кино уже вступило в пору зрелости, но жесткой цензуры (в США) еще не было. Очень интересная эпоха, про которую стоит сказать пару слов отдельно при случае - в те времена в кино допускалось много таких вещей, которые в «Золотой Век Голливуда» были бы немыслимы. К середине 30-ых эта лафа закончилась насаждением «кодекса Хейса», ограничения которого окончательно рухнули лишь спустя четверть века.
Сюжет довольно незатейлив (хоть и основан, говорят, на какой-то супер-классической пьесе, сходной по тематике с «Quo Vadis» Сенкевича). Действие происходит во времена Нерона. Городской префект Марк Супербий влюблен в бедную девушку Марцию, но та состоит в христианской церкви (экстремистская организация, запрещена на территории Римской Империи - прим.ред.). К тому же, сам сановник находится под угрозой, т.к. под него копают недруги, и даже благоволение к нему Поппеи, супруги Нерона, может оказаться скорее проклятием, чем спасением (ревнивая женщина на многое способна). В общем, долго ли, коротко ли - а всех христиан (запрещенных на территории Империи - прим.ред.) органы правопорядка вскоре замели с поличным на их собрании и отправили, что называется, «ad leones», согласно указу императора. Попытки префекта тем или иным способом вызволить возлюбленную из лап правосудия успехом не увенчались, и «в конце все умерли», одержав, однако, моральную победу над своими гонителями. Финал немного предсказуем, да-да. Но драма хорошая на самом деле, хоть и несколько наивная.
В фильме снялось много тогдашних звезд первого разряда: Фредерик Марч, Клодетт Кольбер, Чарльз Лоутон, и другие. Многие из них и в дальнейшем активно снимались, вплоть до 60-ых, удостаивались разных престижных наград. Масштаб постановки нельзя назвать прям уж поражающим воображение (хотя бы потому, что в ней нет войны и батальных сцен), однако целый ряд очень внушительных эпизодов, тем не менее, присутствует: гонка на колесницах по городским улицам, гладиаторские бои, ну и особенно, конечно, Damnatio ad Bestias в самом финале: крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты - все как полагается.
Кроме того, достаточно высокий уровень жестокости (всякие пытки, казни, убийства), много пикантно-клубничных моментов, тоже довольно откровенных для того времени. Сцена купания императрицы (Клодетт Кольбер) в бассейне с молоком, с последующим присоединением к ней служанки, а также не менее скандальная сцена «лесбийского» танца в доме префекта, были вырезаны из позднейших версий фильма «за пропаганду извращений».
В общем, как говорила аццкая сотона в облике сестры Мэри Юнис в American Horror Story: «А сегодня мы будем смотреть «Sign of the Cross». Фильм, полный насилия, секса и смерти христиан. Не кино, а просто праздник какой-то.»
Куча скриншотов всего этого безобразия - см.далее:
Нерон. Не понравился он мне, карикатурный слишком. Но Лоутон, конечно, великий артист.
Главный условно-положительный герой.
Его враг и соперник.
И христианка Мерция, объект тщетного вожделения бравого вельможи.
Императрица Поппея. Роковая женщина, и все такое. Без нее фильм бы ОЧЕНЬ многое потерял.
Та самая сцена.
Прикольные каблуки, для 1 века н.э.
Еще одна та-самая-сцена. Хотя, казалось бы, ничего такого уж...
Всякое прочее.
Интересный прием с переводом надписей "наплывом".
"Сегодня на арене цирка..."
"Идущие на смерть приветствуют тебя!"
Пошли зверства, во всех смыслах этого слова.
Слева- статуя. :)
Короче, всех съели. На этой редкостно-оптимистичной ноте кино и завершается.