Ознакомился наконец-то с "Неприкасаемыми" - одним из самых известных фильмов Брайана Де Пальмы. Криминально-полицейский триллер-драма с изрядным оттенком нуара, по мотивам реальной истории о борьбе команды специальных агентов Министерства Финансов и чикагской полиции против преступной империи Аль Капоне в 1929-1931 г.г.
Ну что тут можно сказать: классика - она и есть классика. Конечно, к реальным событиям сюжет фильма имеет достаточно опосредованное отношение (все было отнюдь не так драматично), но сам по себе - он просто великолепен и смотрится на одном дыхании.
Хороша драматическая часть с тщательно проработанными характерами героев, у каждого из которого были свои мотивы, побудившие их избрать эту опасную и неблагодарную работу.
Особенно пришлось мне по душе четкое и однозначное утверждение, что мафия - это зло, без всякого сочувствия к криминальному элементу и попыток протолкнуть мысль "бандиты тоже люди" . Нет - они не люди. Они - болезнь, поразившая общество, от которой необходимо срочно избавиться. Как бы ни пытался Капоне казаться "своим парнем", который лишь дает людям то, что они хотят, но он и его империя - это абсолютное зло, и каждый честный человек это понимает. Но далеко не каждый способен найти в себе смелость противостоять этому спруту. Действительно, какой смысл бороться, если даже полицию Аль Капоне купил с потрохами? Ну что может сделать один человек, да даже и горстка честных стражей порядка против всемогущей гангстерской организации, проникшей во все уровни власти? Но группа Элиота Несса вступает в кажущуюся безнадежной борьбу - и побеждает!
Но все же, "Неприкасаемые" по жанровой принадлежности скорее триллер, чем драма. И в этом качестве еще более впечатляют. Сцена перестрелки на железнодорожном вокзале входит практически во все списки и рейтинги "самых впечатляющих и зрелищных" киноэпизодов. А между тем в фильме есть еще как минимум две сцены, не уступающие по уровню напряжения и динамичности.
Я не буду рассыпаться в похвалах в адрес дизайнеров, костюмеров и прочих технических кудесников , блестяще воссоздавших атмосферу Чикаго 30-ых, так как я очень неравнодушен к этой эпохе и к "нуарному сеттингу" вообще и мой восторг был вполне ожидаем. Здесь не сказать, чтобы элементы пресловутого нуара были столь заметны (кино все же не совсем вписывается в каноны жанра), но одна сцена - первая встреча Несса и Мэллоуна на мосту - попадание просто на 150%. Осенняя ночь, Чикаго, полицейский в пальто и шляпе, только что проваливший операцию, стоит на мосту и мрачно глядит на мутные воды реки, комкая в кулаке газету с издевательской статьей о его провале, а за кадром играет блюзовая мелодия... ТруЪ!
Ну и отдельно об актерах.
Кевин Костнер исполнил главную роль - Элиота Несса, специального агента Министерства Финансов. Кто-то может сказать, что главный герой уж чересчур положительный и "правильный", такой законник просто до мозга костей. Отчасти верно, но типаж-то вполне реалистичный - на таких людях, ставящих исполнение закона превыше всего, по большому счету и держится общество. Показателен в этом плане финальный диалог:
(журналист) - Мистер Несс, сейчас говорят, что сухой закон скоро отменят. Что вы будете делать тогда?
(Несс) - Что буду делать? Выпью.
В этом выражен весь его характер и жизненные принципы: каким бы идиотским и бессмысленным ни казался закон, но это - закон, и мы должны его соблюдать, пока он в силе.
Великолепен Шон Коннери в роли офицера Мэллоуна - уличного патрульного ирландского происхождения, чей огромный опыт и знакомство с жизнью трущоб и психологией преступников здорово помогло отряду на начальном этапе. Эдакий чикагский Глеб Жеглов. "С гангстерами возможен лишь один способ борьбы - отвечать на силу большей силой. Он достает нож - доставай пистолет. Они отправили одного из твоих людей в больницу - отправьте одного из них в морг." Заслуженный оскар за лучшую мужскую роль.
Ну и Роберт Де Ниро, сыгравший Аль Капоне, составляет им более чем достойную конкуренцию. Такой мерзкий расчетливый ублюдок, скрывающийся под маской эдакого "доброго дядюшки-шутника" - лютая и бешеная ненависть к нему возникает практически рефлекторно при каждом его появлении.
Крайне доволен просмотром - один из лучших гангстерских фильмов, что я видел.