Замечательная, очень познавательная 2-часовая документалка, где подробно рассматриваются события марта-апреля 1975 года, когда происходил окончательный крах государственности Южного Вьетнама, как военный, так и политический. Основной темой фильма является операция по эвакуации американских граждан из страны (Operation Frequent Wind). Даже конкретнее, в основном освещается эвакуация из посольства в Сайгоне, которая была лишь частью более масштабных мероприятий, пусть и самой драматичной.
Соответственно, сам ход боевых действий в период Весеннего наступления ВНА дан лишь в общих чертах (а там много всяких интересных, невероятных и жутких историй). Но и из того, что показано, картина создается довольно апокалиптичная. Сначала месяц за месяцем «все в норме, ситуация под контролем, обстановка напряженная, но не критическая», а потом… оп-оп-опа, вьетконг-стайл! И десятки северных дивизий уже действуют по эту сторону границы, с танками, тяжелой артиллерией и ракетами. И остановить их нет никакой возможности, в армии вспыхивает массовое дезертирство и даже переходы на сторону противника, провинции захватываются коммунистами одна за другой, происходит полный паралич гражданской и военной власти на всех уровнях, все друг другу мешают, и даже отдельные примеры храброй и успешной обороны никак на общую картину не влияют. Как оно так получилось? Почему так внезапно все рухнуло? Никто не дает ответа.
Март месяц, северяне ВНЕЗАПНО переходят в наступление, в результате оборона двух территориальных корпусов рушится, стотысячная группировка АРВ (отлично оснащенная и вооруженная, имеющая массу современной техники) просто рассыпается как карточный домик и обращается в паническое бегство, смешиваясь с беженцами, в результате противником захвачен второй по важности город Дананг и имеющая большое символическое значение древняя столица Хьюэ. Высшее руководство в Сайгоне тем временем увлеченно занимается поиском предателей, предотвращением заговоров и репрессиями против генералитета. Тут уже впору заподозрить, что «что-то пошло не так», и те из южных вьетнамцев, кто поумнее, уже начали готовить маршруты отхода или варианты легализации при новых властях (а лучше - и то и другое). Ну а кто не догадался или не имел возможности - тем пришлось потом гораздо труднее.
В американском конгрессе по предложению президента Форда какое-то время обсуждают возможность выдать РВ экстренный военный заем в 750 миллионов, но потом машут рукой («какой смысл?»), да и вообще у американского руководства и публики уже в печенках засели «все эти ваши вьетнамы». Что-то пытаются делать только "люди на местах", и собственно в основном благодаря инициативе на среднем и низшем уровне "своих" вьетнамцев и эвакуировали, совсем не бросив на произвол судьбы. Изначально планировалось поступить в духе "кошка бросила котят, пусть эээ... гуляют как хотят".
Эвакуация вертолетами непосредственно с территории посольства была лишь четвертым вариантом в списке возможных маршрутов и предполагалась лишь как крайняя мера. Но посол Грэм Мартин вел себя довольно непоследовательно: сначала всячески препятствует подготовительным мероприятиям «чтобы не создавать паники в Сайгоне», жестко наказывает тех сотрудников, кто в обход него организовывал вывоз вьетнамских граждан (у многих американцев были местные жены, дети, любовницы, друзья, а также друзья родственников, родственники друзей и так далее), раздает интервью на тему "да никуда мы бежать не собираемся, все будет хорошо". А потом в последний момент посол вдруг, вопреки инструкциям руководства, дает добро на вывоз из посольства не только американцев, но и вьетнамцев, собравшихся там в огромном количестве. Буквально в последний день перед падением южно-вьетнамской столицы, когда аэропорт уже в пределах досягаемости артиллерии северян, и подвергается ударам их трофейных штурмовиков (A-37 и F-5), захваченных на южных авиабазах. На территорию посольства пропускают только имеющих визу или родню из числа американских граждан, но все равно проникает и много других - кто-то за деньги, кто-то по блату, кто-то просто проскочив, пока охранник отвернулся. По горькой иронии, чтобы расчистить парковку перед зданием для приема вертолетов пришлось спилить старое дерево, служившее неофициальным символом дружбы двух государств.
В финансовой службе хранилось около миллиона долларов наличными, которые использовались для неофициальной оплаты местным агентам и другим наемным работникам. Эти деньги были в последний день уничтожены силами двух солдат из охраны. По крайней мере, так гласит официальная версия. ;)
Последний вертолет, забравший последнее отделение морских пехотинцев, охранявших посольство, вылетел уже утром 30 апреля, когда на улицах Сайгона уже появились передовые части ВНА. В дипломатическом комплексе осталось около 400 беженцев (их, кстати, очень некрасиво обманули, пообещав, что скоро заберут), которые со злости разнесли посольство в хлам, растащив оттуда вместе с прочими местными жителями абсолютно всё, вплоть до кресел и растений в кадках. Потом благоразумно разошлись подальше, рассудив, что быть пойманным во дворе американского посольства - не лучший способ наладить контакт с революционной армией. :) Всего же, желающих уехать, но не имевших возможности было, конечно, многократно больше, сотни тысяч если не миллионы. Очень много было людей, так или иначе сотрудничавших с американцами, что в перспективе сулило им неприятности при новой власти. Судьба их сложилась по-разному. Кто-то нормально устроился, кто-то потом цивильным образом эмигрировал, а кому-то и в «лагерь перевоспитания» пришлось съездить. А кто-то и помер в процессе этого самого перевоспитания.
Разграбление американского посольства в Сайгоне.
Военнослужащие АРВ избавляются от униформы и документов перед входом в город частей НВА.
Части Вьетнамской Народной Армии входят в Сайгон.
Так что не зря в последние дни южного режима многие старались оседлать хоть какой-нибудь сраный трактор. Причем военных это касалось даже в большей степени, т.к. им и опасаться было больше оснований, и средств свалить было в избытке. Вот такой эпизод, например. Пилот-вертолетчик АРВ служит на одной из авиабаз на юге страны, куда фронт еще не докатился. Где-то в последних числах апреля почти все командиры куда-то резко испарились, бросив подчиненных и матчасть на произвол судьбы. Ну, они с товарищами взяли свою машину (тяжелый транспортный вертолет «Чинук») залили горючего побольше и улетели в родной город. Забрали там родных и близких, всех кого смогли найти, и взяли курс в открытое море, в надежде встретить американский корабль. Встреченным кораблем оказался эскортный эсминец USS Kirk, который уже принял до этого несколько вертолетов южно-вьетнамской армии (разгрузившиеся вертолеты тут же спихивали вручную за борт). Но посадочная площадка маленькая, пригодна только для легких UH-1, и не выдержит тяжелого двухвинтового транспортника. В общем, пилот проявляет чудеса мастерства, сначала зависнув на предельно малой высоте над палубой и сбросив пассажиров, потом отдаляется от корабля на несколько десятков метров, освобождается от летной экипировки, не выпуская из рук штурвала, затем валит машину на воду боком и выпрыгивает из нее, вплавь добираясь до корабля.
Довольно известная фотография. Один из вертолетов скидывают с палубы корабля, чтобы освободить место для следующего.
Пилот покидает свой СH-47.
К слову, о том, куда девались командиры. Из города Кан То по реке Меконг эвакуируется персонал американского консульства, всякие там агенты ЦРУ, экономические, военные и политические советники и прочие. Ну и с ними вьетнамцев еще столько же. В нижнем течении реки по ним внезапно фигачат из пулеметов неизвестные катера и принуждают к остановке. Оказывается, это южно-вьетнамский флот, ищут среди беженцев дезертиров и уклонистов от мобилизации. Дезертиры на борту, кстати, реально есть - причем в основном офицеры, и даже целый генерал, зам.командующего ВВС страны. Руководитель эвакуационного отряда связывается лично с главкомом ВМС РВ и получает от того разрешение на выход в открытое море.
Примерно 30.000 человек (моряки, их семьи и другие беженцы) эвакуировались 29-30 апреля на южно-вьетнамских военных и торговых кораблях на Филиппины. Ушли практически все корабли, бывшие в исправном состоянии. Интересно, что правительство Филиппин отказалось принимать военные корабли под южно-вьетнамским флагом (т.к. было уже озабочено налаживанием отношений с победившими коммунистами), и все они были спешно «переписаны» в ВМС США.
В общем, крайне рекомендую всем, кто интересуется этой темой.
Этот фильм побудил меня пристальнее приглядеться к документальной продукции американского общественного вещания (PBS), а именно - к серии "American Experience", которая выходит аж с 1988 года и фильмы из ее состава не раз получали всякие престижные награды. Следующим думаю заценить "Радио Бикини" (не про купальник, а про ядереные испытания, если что =) ).