Četverored, Хорватия, 1999

Nov 29, 2015 07:07




Как переводится название, переводится ли вообще, и что означает, я честно говоря, так и не разобрался, т.к. перевода этого фильма не нашел, ни на русский язык, ни даже на английский, а сербско-хорватского не знаю, хоть и могу кое-что понимать и улавливать общий смысл диалогов. (*Upd: Из зала подсказывают, что это буквально "по четверо в ряд", как пленных вели колонной, вон как на постере. Может, какая-то игра слов.).

В общем, это хорватское ревизионистское кино про завершающий период ВМВ в оккупированной Югославии 1941-1945. А конкретнее - про судьбу большого числа югославских коллаборационистов (преимущественно хорватской и словенской национальности), попавших в плен НОАЮ после капитуляции Третьего Рейха, и про т.н. «Блайбургскую резню» (так хорватская официальная историография эти события называет).

Суть событий: В последние дни войны, большое количество военнослужащих, чиновников и прочих лиц, занимавших посты в прогерманских марионеточных государствах, опасаясь расправы со стороны наступавших частей НОАЮ и РККА, потянулись на северо-запад, в сторону Австрии, чтобы сдаться английским или американским войскам. Но западные союзники к этой публике никакой симпатии не проявили и поступили с ними ровно так же, как и с советскими коллаборационистами - разоружив и передав пленных подошедшей титовской армии в районе австрийского городка Блайбург. Титовцы рассусоливаться не стали и тут же сполна отплатили усташам и им подобным за все хорошее, расстреляв несколько тысяч на месте, а остальных отправив форсированным маршем в сторону лагерей, по пути уморив еще какое-то количество (оценки числа погибших сильно разнятся). Естественно, под раздачу попало и немало гражданских лиц, в т.ч. и совершенно непричастных к фашистским преступлениям. Но время было суровое, война гражданская, и такими тонкостями ни одна из враждующих сторон не заморачивалась. Короче, «все неоднозначно».

Настороженно относясь к хорватскому кинематографу времен Туджмана, я опасался, что тут будут огульно оправдывать усташей в духе «рафик неуиновен», но этого, к счастью, не было. Однако, фильм все равно плохой и пропагандистский - к тому же, созданный к тамошним парламентским выборам 2000 года для агитации за одну партию (ХДС, не путать с одноименной германской партией) против другой (СДП). Так что смотрел я его сугубо в целях общего развития - люблю всякую экзотическую пропаганду.


Что касается отношения к хорватскому фашистскому государству НГХ, то идеи в фильме высказаны следующие (я не буду оценивать их правдивость, лишь перескажу). Непосредственно усташи (такие ребята в черных мундирах) - показаны негативно, как нехорошие нацисты и фанатики, желающие продолжать кровопролитие любой ценой, и убивающие «паникеров и изменников» направо и налево. Однако, в Блайбурге, по мнению авторов фильма (и романа-первоисточника) пострадали от рук партизан в основном как раз не идейные нацисты, а всевозможные подневольные люди: мобилизованные солдаты хорватского домобранства, гражданские служащие НГХ, просто беженцы, ушедшие вместе с армией. А усташи от возмездия в основном ускользнули. Кое-кому из них удалось даже неплохо устроиться в социалистической Хорватии после войны. Сербских четников это тоже касается: есть тут сцена, где партизанский командир что-то там впаривает подчиненным про пролетарскую революцию, а пленный домобран рядом шепотом говорит, мол, «как быстро, гад, перекрасился - в прошлый раз, когда я его видел, он был под черным знаменем и в звании четницкого воеводы». [при этом игнорируется тот факт, что коллаборационистов мочили в основном как раз "свои" хорватские коммунисты, а никак не "злые сербо-четники"]

Есть и небольшая доза русофобской клюквы. В одном из эпизодов, к колонне пленных подъезжает "Виллис" с двумя советскими офицерами (выглядящими как типичные «монголо-казаки»™), которые, любезно спросив разрешения у конвоиров, начинают шмонать подконвойных на предмет ценностей, и под крики «давай, давай!» у одного упершегося интеллигентишки деловито отчекрыживают палец вместе с перстнем. Партизанский начальник завистливо и с уважением смотрит им вслед и говорит своим бойцам: «Вот, смотрите, у кого учиться надо!». Впрочем, это мелочь на фоне того, как авторы фильма изображают своих югославских идейных противников (карикатурно и однобоко очень).

Что можно сказать хорошего про кино? Ну, актриса Эна Бегович весьма красива. Еще атмосфера упадка и разложения последних дней хорватского фашизма показана неплохо. Пожалуй, и все. Каких-то особенно впечатляющих масштабных сцен нет, боевых действий тоже нет по большому счету, и вообще фильм унылый, даже без учета политической предвзятости.

кино, югославия, 1990s, милитаризм, ВМВ

Previous post Next post
Up