"Да, недооценили мы Китай..." - сказал Брежнев Никсону, и они покатили тачки дальше вдоль колючей проволоки.
Внезапно, китайская военная драма. Я, честно говоря, не знаю, снимали ли в КНР фильмы в этом жанре до того. То есть, уверен, конечно, что снимали, но столь же уверен, что никто кроме китайцев эти фильмы не видел и даже слыхом про них не слыхивал.
Тем не менее, жанр военного кино в кинематографе восточно-азиатских стран вовсе не прозябает - корейские драмы "38-ая параллель" и "Объединенная зона безопасности", посвященные самой наболевшей корейской теме - гражданской войне 1950-1953 и ее последствиям, достаточно известные картины, получившие некоторую популярность за рубежом. Японцы - так и вовсе еще с 50-ых годов освоили жанр (я, правда, почти ничего не видел: из недавнего - только "Ямато", а из старого - "Битву за Окинаву" 1971 г.). Сейчас полез на cinemasia.ru - мои предположения по поводу количества подтвердились. Тысячи их! И китайских, и корейских и японских военных фильмов, о которых я в жизни не слышал.
И вот, стало быть фильм "Сигнал к отступлению".
Начинается действие в 1949 году. Завершающая стадия гражданской войны в Китае, коммунисты наступают на всех фронтах, Гоминьдан стоит на краю поражения. Но до полного разгрома еще далеко, не все националисты толпами сдаются в плен - многие их части еще оказывают яростное сопротивление и с боями отступают на юг. Капитан Гу Зиди, командир стрелковой роты НОАК, получает приказ занять позицию перед стратегически важным мостом и удерживать ее до звукового сигнала к отступлению, который будет подан горнистом. А между тем, мост лежит на пути крупных сил отступающей Национальной Армии, готовых штурмовать его, не считаясь с потерями - им необходимо любой ценой вырваться из окружения. И на направлении основного удара чанкайшистов, отлично оснащенных и вооруженных, поддержанных танками и тяжелой артиллерией, стоит лишь эта рота - меньше сотни бойцов, одна допотопная полевая пушечка и несколько самодельных минометов из водопроводных труб. И приказ "стоять насмерть". До сигнала горна доживут немногие...
Я честно скажу, посыпав голову пеплом, что историю Китая знаю крайне поверхностно, а уж историю их гражданской войны и подавно - а ведь это был один из самых продолжительных и масштабных конфликтов ХХ века. Я был впечатлен, так как раньше воспринимал эти события как-то абстрактно-теоретически "ну была там война, Чан Кайши с Мао Цзедуном чего-то там не поделили, в итоге Мао победил, а Чан сбежал на Тайвань..." (не совсем на таком уровне, но близко). И тут фильм демонстрирует насколько ожесточенными были сражения этой войны. Националисты, одетые в униформу по американскому образцу, использующие относительно современные танки ("Першинги" - крайне редкий гость на экране. Не настоящие, насколько я могу судить, но все равно приятно) и артиллерию, но испытывающие проблемы с боевым духом и мотивацией солдат; и бойцы народно-освободительной армии - в драных ватниках, с одной каской на отделение, с "артиллерией" и минами кустарного производства, собирающие на поле боя любое оружие и амуницию противника, какую только могут найти (американские ботинки как величайшая ценность). И все же, несмотря на свое тотальное превосходство, именно гоминьдановцы сдавались и переходили на сторону коммунистов целыми полками и дивизиями - это, в моих глазах по крайней мере, является одной из самых невероятных, невозможных побед в истории 20 века - победа чисто политическими и пропагандистскими средствами, когда все военные преимущества были на стороне противника.
Впрочем, я отклоняюсь от темы.
Вторая половина фильма посвящена злоключениям капитана Гу Зиди после того кровавого боя, в котором из всей роты чудом уцелел лишь он один. Одетый в форму противника, он попадает в плен к своим. Пленным националистам как правило сразу же предлагали вступить в НОАК, не применяя к ним никаких репрессивных мер, практически под честное слово. Но главному герою, естественно такой вариант мягко говоря, не по душе: он упорно пытается доказать свое боевое прошлое (а воевал он аж с 1937 года, еще с Японской войны, потом партизанил на оккупированных территориях, потом с 1946 сражался с националистами - считай полжизни на войне провел). В конце концов он все же добивается своего восстановления в рядах НОАК и попадает на начавшуюся к тому времени Корейскую войну, где служит артиллерийским корректировщиком. Последний "военный" эпизод фильма - очень мощная сцена, где отряд китайцев из 4 человек направляется за линию фронта с целью наведения огня артбатареи на захваченный южанами мост. Не буду спойлерить, скажу лишь, что момент диалога с американскими танкистами вышел интересным.
Многолетняя война, казавшаяся бесконечной, наконец завершилась, и миллионы солдат возвращаются домой. И вот тут-то для героя, думавшего, что все самое тяжелое позади, начинаются подлинные трудности. Попытка разыскать могилы павших товарищей и восстановить их доброе имя наталкиваются на стену безразличия. Боевой офицер не боялся ни пуль ни снарядов на войне, но против многочисленных гражданских и военных чиновников он оказался бессилен. Собственно, мытарства героя по всяческим министерствам, комитетам и ведомствам, конфликты с бюрократами всех уровней, розыски живых сослуживцев - все это, конечно, очень знакомо, но смотреть довольно тяжко. Исключение, пожалуй - финальная сцена. Вот это да, это я понимаю, катарсис. Пробирает.
Главный герой.
Бойцы НОАК.
Бой в городе.
Обратите внимание на матюгальник - это было самое эффективное оружие китайских коммунистов.
Националисты капитулируют. Зря. В данном случае им это не поможет.
В штабе.
Комиссар. До войны был школьным учителем. В числе обязанностей - писать под диктовку бойцов письма домой. Логично, учитывая, что он - один из немногих грамотных людей в роте.
Ночной марш.
Последний и решительный бой...
Загримированные "Першинги"
Кустарные минометы непонятной конструкции неизвестного умельца.
Та самая пушечка.
"Сначала тебе придется убить меня..."
Боец по собственной инициативе рискует жизнью, чтобы добыть трофейные часы для командира.
После войны. Пункт приема оружия у населения.