"20 января 1942 года, на вилле Марлир, что на берегу Ванзейского озера в пригороде Берлина прошло совещание. По приглашению Рейнхарда Гейдриха прибыл ряд представителей НСДАП, СС, а также различных министерств и ведомств. Конференция продлилась всего 85 минут. На повестке дня была только одна тема..."
Фильмов о Холокосте снято достаточно много, и среди них хватает исключительно сильных картин. Но всем им, на мой взгляд, присуща такая особенность (не скажу "недостаток") как грубое давление только на базовые эмоции, и/или терроризирование зрительской психики непрерывным калейдоскопом кроваво-натуралистичных ужасов. Оно, конечно, неизбежно при обращении со столь тяжелой темой, и такие фильмы тоже нужны... но все-таки мне лично не хватало вот такого полу-документального отстраненно-равнодушного взгляда, фиксирующего не конечный этап, а подготовку к одному из самых отвратительных злодеяний прошлого века.
Это даже фильмом назвать трудно - скорее реконструкция событий по материалам протоколов заседания (да и хронометраж ровно такой же). Немного деталей, конечно, додумано и добавлено в рамках "художественных допущений", для драматизации этого довольно скучного бюрократического действа, но в целом ход дискуссии восстановлен детально и подробно. Причем, то что происходило в тот день - это ведь даже не какое-то судьбоносно-переломное событие, как его иногда представляют. Ведь на тот момент идея "Окончательного решения" была не только сформулирована "в общем и целом", но и уже полгода активно претворялась в реальность на оккупированных советских территориях. Конференция была по сути посвящена лишь согласованию ряда второстепенных деталей, выработке плана совместных действий разными ведомствами рейха и поиску наиболее эффективных "методов" пресловутого решения в других захваченных странах.
Click to view
Интересное наблюдение. В фильме показано, как участники совещания, когда желали выразить одобрение выступающему оратору, вместо апплодисментов начинали синхронно стучать костяшками пальцев по столу. Это такая чисто-нацистская партийная фишка, или что-то народно-германское?