Один из основоположников жанра параноидального триллера о "чужих среди нас", сильно повлиявший на массовую культуру и голливудские сюжеты.
Доктор приезжает из отпуска в маленький городок (ну, маленькие американские городки, как учат нас классики - самые гиблые места на планете). И сталкивается с рядом странностей. Сразу несколько жителей жалуются на то, что их родные и близкие в последнее время ведут себя как-то... странно. Во всех случаях симптомы одни и те же. Вроде человек тот же, и память у него не отшибло, и ведет он себя так же, как обычно. А все равно что-то в нем неуловимо не так. Словно его подменили. И это странное психическое заболевание стремительно распространяется среди жителей города. Начатое доктором и несколькими его друзьями самостоятельное расследование вскоре открывает истинные причины происходящего.
Ну что, все каноны соблюдены (а то и заложены этим фильмом) - сюжет построен по принципу trust no one. Они могут быть где угодно, и что еще страшнее - кем угодно. Власти, полиция, твои друзья, родные и близкие и твоя собака - все они уже не люди. Они действуют сообща, у них есть все воспоминания и навыки своих прежних личностей, и они идут за тобой, муа-ха-ха-ха! Можешь бежать, можешь прятаться, можешь сопротивляться - все бесполезно. Стоит тебе уснуть - и проснешься ты уже одним из них.
Причем, я бы не сказал, что фильм имено про инопланетное вторжение, как предполагает название. Действуют на самом деле не пришельцы-захватчики, а некая внеземная форма жизни, предположительно растительная, разумность которой стоит под вопросом. Люди, подвергшиеся трансформации (дублированию), становятся чем-то вроде симбиотических организмов, причем личность и большинство черт характера "исходника" сохраняются. Добавляется лишь эдакая роботоподобная безэмоциональность, чувство коллективизма и желание распространить "благодать" на окружающих. В некотором роде, они вполне счастливы и довольны собой, и недоумевают даже, чего это другие не хотят приобщаться к их "образу жизни".
Кроме того, имеются почти-нуарные закадровые монологи, а также весьма симпатичная Дана Винтер, которую я запомнил еще по "Утопить Бисмарк", а также широкое поле для поиска политических и социальных подтекстов, метафор, и прочего СПГС. И шедевральный финал, вошедший во множество рейтингов величайших кино-эпизодов: "Пусть бежит. Все равно ему никто не поверит."
Есть еще невообразимое количество ремейков и позднейших адаптаций - до них при случае тоже доберусь.