Ознакомился с жанром итальянской документалистики 60ых-70ых - так называемых "mondo" фильмов. Как известно, среди них весьма значительную долю составляли всякие эксплуатационные и конъюнктурные шокументари, где единственной целью было показать побольше мяса и кровищщи на потеху зажравшегося зрителя под благовидным предлогом правдорубства и срывания покровов.
К счастью, это - не тот случай. "Прощай, Африка" - можно сказать, один из лучших и самых достойных представителей жанра по всем параметрам. Материал для фильма набирался три года с 1963 по 1966 - все эти годы документалисты Гуальтиеро Джакопетти и Франко Проспери путешествовали, зачастую рискуя жизнями, по разным новопровозглашенным независимым государствам черной Африки, снимая происходящие там события, казавшиеся им интересными и значимыми.
Основной посыл, который несет в себе фильм - в общем-то, сейчас уже понятен всем, но тогда, в 60-ых, звучал почти "реакционно". Идея-то простая: европейцы ушли слишком рано. Даже не ушли, а просто сбежали, цинично бросив свои колонии на произвол судьбы. А африканцы - за редким исключением, были банально не готовы к независимости. Отсюда - все эти бесконечные войны, восстания, геноцид, террор и дикая межплеменная резня, хищническое разграбление природных богатств континента, истребление фауны, ужасающе быстрое падение уровня жизни ниже плинтуса и прочие радости и прелести. Постепенное выдавливание и изгнание белых фермеров из большинства стран, упадок сельского хозяйства, голод, эпидемии. Революции, мятежи и перевороты. Истребление мусульман на о.Занзибар (5000 трупов за пару дней). Гражданская война в Конго, восстание симба (миллионы жертв), белые наемники, операция "Красный Дракон" (редкие кадры из Стэнливилля), горы трупов, мародерство, каннибализм. АдЪ и и израиль.
И рядом со всеми этими ужасами - ЮАР. Процветающая высокоразвитая страна на уровне Западной Европы с небоскребами, скоростными автомагистралями и фондовыми биржами. В национальном парке идут съемки британского фильма "Зулусы" о покорении Африки - а вот и актеры-статисты, современные юар-овские зулусы, которые облачаются в племенные одеяния только на съемочной площадке, а так - одеваются по европейской моде и ездят на автомобилях... А вот "черные" города Южной Африки - рабочие поселки, населенные чернокожей беднотой: угрюмые ряды бараков, скученность и нищета, тяжелая работа в шахтах... но, по крайней мере, это лучше, чем судьба "свободного" населения более северных стран.
Все действие фильма происходит под красивую музыку Рица Ортолани, которая, как ни странно, вполне к месту - даже в самых кровавых и жутких сценах. Впечатление произвело определенно сильное.