Субстанция / The Substance, Британия-США-Франция, 2024

Nov 05, 2024 11:41



Отсмотрел в два захода модное кинцо, про которое тут все говорят этой осенью (в два - пушо длинное оно очень).
Если не ошибаюсь, это всего лишь вторая полнометражная работа Корали Фаржа, после ее фильма « Месть» - очень стильного и драйвового, но простенького и глуповатого в сюжетном смысле экспло-триллера. Но здесь не то, тут кино на голову выше уровнем - хотя режиссерский стиль все равно показался узнаваемым: очень много крупных планов, порой довольно тошнотных, перемежаемых великолепно-красивой глянцевой картинкой, иногда субъективная камера и лютый «кислотный монтаж», крайняя степень натурализма.

Фильм, на мой вкус, великолепный. И визуально, и по актерской игре, и с идейно-смысловой точки зрения. Содержит огромное количество прямых, абсолютно не скрываемых цитат и заимствований из классики хоррора, при этом все происходящее не выглядит как балаган - это вполне серьезная, достаточно глубокая и тяжелая драма в обертке из фантастического сюжета и с приправой из жутких телесно-мясных моментов. Я не стану перечислять, пожалуй, мотивы из каких произведений кино и литературы в этой истории можно заметить. Кто узнал - тот узнал: эта игра в угадайку увлекательна сама по себе, в сети есть уже масса покадровых и попобуквенных разборов, если кому интересно. Отдельно замечу, что Деми Мур и Маргарет Куэли - богические и потрясающие. Феноменальная роль на двоих. Из второстепенных артистов заслуживает упоминания Деннис Куэйд, сыгравший выдающуюся карикатурную мразь, а также и ставший главным источником юмора в фильме, периодически разряжая упадническую депрессивную мракоту своими ужимками.




А что касается подтекстов, то их там много, на самом деле - причем все не то чтобы особенно глубокие и вполне легко считываются, но количество затронутых тем впечатляет. Тут и тема жизни взаймы за счет собственного будущего, и влияние тела на сознание и наоборот, ну и плюс самые очевидные, которые совсем на поверхности: про диктат искусственных стандартов красоты (женской в первую очередь, понятное дело), про издержки стремления к славе, про жестокость коммерческой медиа-индустрии и т.д.

Кино решительно рекомендуется зрителям, которых не смущает большое количество шок-контента из категории body horror.

Я бы только одну сцену поменял, которая вызвала недоумение.
[Spoiler (click to open)]Когда Элизабет и Сью в первый (и последний) раз видят друг друга бодрствующими, с последующим выяснением отношений. Ну это бред! Нам же двадцать раз перед этим напоминали, что они единое целое, что это одна личность, одно сознание, способное перемещаться между двумя телами. Но не находиться одновременно в двух! Да и смысла никакого в этой сцене - все в итоге сводится к тому, что молодая версия физически убивает старую. Почему нельзя было сделать по уму? Ну вот смотрите, все идет точно так же: Элизабет собирается прекратить эксперимент, но в последний момент не может себя заставить. Ей слишком хочется еще один, последний раз побыть в этом молодом и прекрасном теле и посетить ту торжественную церемонию на ТВ. Вместо того, чтобы ввести ей черную сыворотку, она вновь совершает внеочередной обмен. Но проснувшись в теле Сью, вдруг испытывает неконтролируемое отвращение к спящему телу Элизабет - этой старой, дряхлой развалине. И вкалывает ей черную жидкость. Элизабет точно так же умирает, Сью точно так же идет на бал, далее все то же самое. Только нет сцены дурацкой беготни по квартире с мордобитием, и нет крупного сюжетного косяка.
Впрочем, есть версия, что эта сцена происходит лишь в воображении героини, отражая деградацию ее психики - а в реальности она видит свое старое тело спящим, каким ему и положено быть. Ну и убивает тоже беспомощную тушку, соответственно. Тогда это терпимо, в принципе.



Трейлер:

image Click to view



Несколько кадров, передающих общую атмосферу (без спойлеров).























































кино, 2020s, кадронарезательная машинка, хоррор

Previous post Next post
Up