Солдат в синем мундире / Soldier Blue, США, 1970

Oct 25, 2010 21:49




Гибрид вестерна и антивоенной драмы, посвященный одному из самых мрачных и нелицеприятных эпизодов в истории покорения Запада и индейских войн - резне в Сэнд-Крик 29 ноября 1864 года.

Сперва небольшая историческая справка. В тот день отряд конных добровольцев территории Колорадо разграбил и сжег становище индейцев племени шайенов, вырезав около полутора сотен безоружных жителей, в основном - женщин и детей. Это, конечно, далеко не единственное такого рода художество белых по отношению к индейцам (да и индейцы тоже в свою очередь поселенцев резали регулярно), но этот эпизод даже в то время выделялся на общем фоне "нормальных военных зверств" абсолютно чудовищной жестокостью и вероломством со стороны солдат. Несмотря на явное отсутствие в поселении шайенских воинов, а также поднятый над одной из хижин флаг Соединенных Штатов и белый флаг капитуляции, командир отряда полковник Чевингтон приказал атаковать лагерь и не щадить никого, кто попадается на пути. Чему подчиненные ему ополченцы с самозабвением и предались. Когда до властей дошла подлинная информация о произошедшем, не только политики, но и армейское командование ужаснулось, услышав о подвигах ребят Чевингтона во всех живописных подробностях (напомню, в это время еще шла Гражданская война, и не было недостатка в кровавых зверствах гораздо ближе, чем далекие индейские территории). Было начато расследование (Комитетом Конгресса по Правилам Ведения Войны), но его, как порой бывает, спустили на тормозах. Чевингтона, правда, из армии выгнали втихую, но это и все.

Вот по мотивам этих событий и снято данное кино...



После нападения индейцев на армейский фургон ,перевозивший жалование для дальнего гарнизона, в живых остался только один из солдат охранения, да женщина-попутчица, ехавшая с военными к своему жениху в форт. Вместе они пересекают индейские земли (по дороге, естественно, завязывая романчик) и, пережив множество опасностей, прибывают наконец в расположение воинской части. Как раз вовремя, чтобы увидеть проводимую военными акцию возмездия против индейского лагеря. Дальше - см.выше. Rape, pillage and burn, по заветам Чингисхана и Аттиллы, во всех красочных подробностях и живописных деталях.

Сразу надо заметить, кино довольно политизированное и с сильным эмоциональным зарядом. Не в малой степени способствовало то, что снималось оно в разгар войны во Вьетнаме, когда еще на слуху были печально-известные события в деревне Май-Лай (Сонг Ми). Исходя из этого, исторические факты были несколько искажены и драматизированы в угоду "месседжу". Так, например, не показана отрицательное отношение многих участников событий к происходящей резне. В реальности, к слову, командиры двух рот вообще отказались выполнять приказ полковника, а убивали-насиловали-калечили в основном не профессиональные солдаты, а иррегруляры-добровольцы, у которых к индейцам были свои старые счеты. Но режиссеру, похоже, надо было выставить военных полностью монстрами... Зря, примитивно это. Сложилось впечатление, что фильм отчасти является таким "ответом" классическим вестернам 40-ых-50-ых, где храбрые и мужественные ковбои/рейнджеры/шерифы/кавалерийские офицеры противостоят коварным и кровожадным краснокожим и защищают от них мирных белых поселенцев. Как по мне, оба подобных взгляда на эту страницу истории США равно однобоки и предвзяты.

Ну, и еще наличествуют всякие "мелкие" неточности - например, главный герой упоминает, что его отец был убит индейцами вместе с генералом Кастором в Битве при Литтл-Бигхорне. Но есть одна мааахонькая проблемка - оная битва, если кто помнит, произошла лишь 12 лет спустя, в 1876 г. :)

Вообще же, кино, конечно, сильное и поставленной цели вполне достигает. Но очень уж явно и грубо давит на эмоции. Впрочем, для того времени это в порядке вещей.

обзор, кино, 1970s, милитаризм, вестерны

Previous post Next post
Up