Кино. Пять фильмов на военную тематику.

Jul 13, 2009 00:10

"Касабланка" (Casablanca), США, 1942


В кои то веки посмотрел недавно "Касабланку". Про сюжет нет смысла расписывать - он и так всем известен.
Как-то не слишком впечатлился. Нет, фильм мне понравился, там хорошие актеры, неплохая интрига, но ничего такого уж шедеврального я в нем не увидел. Нацисты больно карикатурные вышли, майор этот - вообще опереточный злодей какой-то...
Особо запомнилась только сцена, где французы "заглушают" пением "Марсельезы" немцев, распевающих в кафе "Die Wacht am Rhine" (тоже, кстати, весьма воодушевляющий марш, но на стороне французов было численное преимущество и духовой оркестр :-) ). Вот это было очень мощно. В остальном - просто не мое, наверное, или просто настроение у меня не то было, не знаю...

"Уик-энд в Зюйдкоте" (Week-end a Zuydcoote), Франция, 1964


Известен также как "Уик-энд на берегу океана". Французская военная драма 1964 года с Ж.-П. Бельмондо в главной роли. События охватывают два дня - 1-2 июня 1940 года, во время эвакуации войск союзников из Дюнкерка. Несколько французских солдат вместе с тысячами других ожидают своей очереди погрузиться на транспорты. А пока они коротают время на пляже в вынужденном безделье. Время от времени их обстреливают и бомбят с воздуха немецкие самолеты, англичане стремятся эвакуировать прежде всего своих солдат, бросив французских союзников на произвол судьбы, каждый спасает свою шкуру как может.
Мрачный фильм, тяжелый. По общей атмосфере творящегося хаоса сильно напоминает соответствующую сцену из недавнего "Искупления", но без тамошнего немного сюрреалистического подхода и визуальных изысков - суровая правда войны, без прикрас.
Автор сценария и романа-первоисточника - Робер Мерль, сам был в Дюнкерке и писал, основываясь на своих воспоминаниях.

"Координаты смерти", СССР-Вьетнам, 1985


Фильм о вьетнамской войне совместного производства СССР-СРВ. Конечно, пропаганды там изрядно, но это, пожалуй, единственный не-американский фильм о той войне, что я видел. По уровню этого самого пропагандистского посыла кино сравнимо с "Зелеными Беретами", только с противоположным знаком. Американцы - сплошь маньяки, только и делающие, что расстреливающие с вертолетов мирные деревни и постоянно пьющие пиво из баночек (пиво в банках - тоже популярный штамп в изображении капиталистов в советском кино). Правда, к сбитым пилотам, которых показывают ближе к финалу, отношение скорее сочувственное, некоторых из них изображают как жертв империалистического режима. А вот к чему у меня нет абсолютно никаких претензий - так это к прославлению героизма солдат и офицеров НАВ. Эти люди действительно были настоящими героями, ведя войну против тотально превосходящего противника в нечеловеческих условиях, причем не просто сражаясь но и побеждая... Только успел проникнуться и посопереживать вьетнамским саперам, разминирующим порт Хайфона... И тут же следует мега-пафосная обличительная речь американской журналистки (в адрес своего правительства, естественно), которая даже меня заставила скривиться, настолько фальшиво и вымученно это звучало.
Вот и весь фильм такой - с одной стороны, взгляд на вьетнамскую войну "с правильной стороны" (а мои симпатии безусловно на стороне Северного Вьетнама. При всей сложности этого вопроса) С другой стороны - фильм с художественной точки зрения весьма паршивый, будем откровенны, дубовая пропаганда портит его абсолютно.

"Чечня. Лето 1996 года", Россия, 1996


Фильм этот трудно назвать фильмом, даже документальным в полном смысле слова. Это просто компиляция видео-записей из личного архива подполковника российской армии (фамилию запамятовал, увы), принимавшего участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в 1995-96 годах. Он просто снимал то что видел на любительскую камеру, и из наиболее интересных фрагментов, относящихся к завершающей стадии войны, был впоследствие смонтирован этот фильм.
Первый эпизод - лейтенант, командир танкового взвода рассказывает о том как была подбита одна из его машин (апрель месяц). Затем идут съемки боев в Грозном в августе: попытки федеральных сил прорваться на помощь осажденным блокпостам и комендатурам, эвакуация мирного населения из города, работа полевого госпиталя, минометный обстрел, горящие многоэтажные здания, из которых "выковыривали" чеченских снайперов. Сопровождают это короткие импровизированные "интервью" с военнослужащими.
Трудно как-то оценивать - это же не художественный фильм, а по сути просто "сырая" хроника событий без малейшей художественной обработки. Но впечатление производит, безусловно.

"Жажда", СССР, 1959


Очень хороший военный фильм. Очень простая, и в то же время жизненная, реалистичная история. Июль 1941 года, Одесса. Водонасосная станция, снабжавшая водой весь город, захвачена немцами. Питьевой воды катастрофически не хватает, ее строго нормируют и выдают по талонам. Из недавно прибывших из Севастополя моряков и морских пехотинцев формируется диверсионный отряд, задача которого - высадившись в немецком тылу, захватить водокачку и пустить воду в город хотя бы на несколько часов, чтобы наполнить водохранилища. Для 50-ых гг. фильм очень близок к реальности в изображении войны. Немцы говорят на самом натуральном немецком с русскими субтитрами (не закадровым переводом!). Тихонов, оказывается, еще до Штирлица играл разведчика и носил немецкую форму. :-) По драматизму тоже кино очень сильное - без излишнего надрыва, просто люди идут на задание, зная, что шансов вернуться у них нет, без пафосных речей выполняют свою задачу и все погибают. Так оно и бывало.

1940s, кино, 1960s, 1980s, документальное кино, наше кино, милитаризм, 1990s, 1950s, ingrid bergman

Previous post Next post
Up