Из рубрики "Навстречу празднику". Военно-патриотический эпик эпохи позднего сталинизма об освобождении Крыма, принадлежит к одному циклу с такими картинами как «Сталинградская битва» и «Падение Берлина», но при этом прошел проверку временем гораздо лучше них. Кино весьма добротное, в нем есть масштабные и достаточно реалистичные батальные сцены, качественное и доходчивое изложение массовому зрителю подоплеки событий и военно-стратегического аспекта. А также мега-передовая операторская работа - офигенные пролеты камеры и погружающие зрителя в самую гущу событий изобретательные ракурсы съемок, до которых *массово* мировое военное кино еще очень не скоро доросло. Пафос не чрезмерный, а если и есть, то вполне компенсируется какими-то приземленными окопными сценами, где все вполне достоверно выглядит: где драматично, а где и с юмором.
Забавен тот факт, что фильм содержит вновь обязательную анти-турецкую повестку, которую тогда пихали куда не лень - опять там карикатурный турецкий дипломат, всячески любезящий перед немцами и сыпящий всякими советофобскими и русофобскими гадостями. При этом сравнительно комплиментарно изображен румынский генерал, конфликтующий с ним. Ну, это актуальная политика конца 40х
оказывала влияние.
Подумалось тут, что «Освобождение» и «Солдаты свободы» - это в некотором роде запоздавшее развитие вот этого цикла про «десять сталинских ударов», но уже созданное в иную эпоху - в чем-то лучше, в чем-то хуже, но жанр и стилистика у них примерно одни.