Ричард Лаймон, «Fiends»

Feb 08, 2020 11:55




Название можно перевести как: «Изверги» / «Злодеи» / «Монстры» / «Демоны», в зависимости от контекста.
Открывающая повесть из одноименного сборника малой формы. Завязка следующая: парочка сидит в кинотеатре, и тут девушка как-то заметно напрягается, и предлагает по-быстрому свалить. На вопрос парня «ЧЗНХ?» она с неохотой признается, что увидела в зале человека, который 10 лет назад ее изнасиловал в ее собственном доме, отсидел срок, и сейчас снова объявился - наверное, хочет за пребывание в тюрячке поквитаться. Пока ничего не сделал, но… надо бы, эцсамое, как-то разобраться с ним - тем или иным способом. Хотя, может, все-таки не надо... Но у парня перспектива с кем-нибудь разобраться уже вызвала прямо невиданный энтузиазм. Ну и дальше начинается то, что обычно происходит в книгах Лаймона. Все, что может пойти не так - пойдет не так. Даже не сомневайтесь. Ну и финальный твист тоже будет, как без него.

По впечатлениям - максимум на троечку. В плюс можно записать фирменный лаймоновский бешеный драйв и адреналиновые ванны, в сочетании с традиционной жестокостью (причем не гротескного, а реалистичного рода, а потому более неприятная жесть - хотя это кому как). Очень быстрое развитие событий, полное отсутствие какой-либо экспозиции, кроме самой скелетальной, ноль раскрытия характеров. Герои и злодеи из цельного картониума. Второстепенные персонажи появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. Две сюжетные линии по большому счету так в полном смысле и не пересекаются (надеюсь, это не спойлер был). Главная героиня ставит какие-то рекорды тупости и нелогичности в поступках. Помните Шерри из « Дороги в ночь» - пожалуй, одну из самых идиотичных лаймоновских персонажей? Так вот, она, по сравнению с ГГ этой повести - просто-таки образец здравомыслия и трезвого рассудка. Хотя, возможно, дело именно в недостатке проработки - даже такие дебильные действия можно было бы грамотно обосновать и замотивировать при наличии на то энного количества лишних страниц. Но их не было. В целом, заметно сырая вещь, без какой-либо цельности. Намечавшаяся поначалу тематика "изверга в каждом из нас" особого развития не получает, к сожалению.

И неудивительно, если знать историю создания - дело в том, то что это, по большому счету, очень ранняя неудачная работа, начатая как роман (отвергнутая издателем в 1972 году и легшая в стол), которую Лаймон пару раз переделывал, переписывал и переименовывал: сначала книжка называлась «Ravished (Обесчещенная)», потом «The Dark Road (Темная дорога)» и как-то там еще. И наконец опубликовал только в 1997 под обложкой своего первого сборника рассказов с одноименным названием «Fiends». Собственно, к рассказам я и подбирался, для чего и осилил эту вещь. Повесть скомпилирована из черновиков разных версий, с которых автор сдул пыль, по возможности убрал все лишнее и устаревшее (четверть века прошло с первой версии, не бобик тявкнул!), ну и состриг что мог с паршивой овцы. Откуда я это знаю? Дык, из автобиографии самого Дика (книжка «A Writer’s Tale»), которую поклонникам данного писателя строго рекомендую - проливает свет на многие аспекты творчества, историю создания большинства произведений, источники вдохновения, любимые кинофильмы и т.д. В нон-фикшн у него такой же приятный, легкий и ироничный стиль, но об этом имеет смысл поговорить отдельно.

И на этом, во избежание передоза, я сделаю небольшой перерыв в чтении Лаймона. Почитаю пока кого-нибудь еще - а между делом продолжу переводить потихоньку «Ночь в тоскливом октябре» (и пофиг, что она уже переводилась на русский, т.к. того перевода все равно никто не видел в глаза)

richard laymon, книжки, хоррор

Previous post Next post
Up