Легендарный и хрестоматийный сериал про залезание в гребаного робота, самопсихотерапию, изнасилование мозга, фрейдизм, нумерологию, каббалистику, а также пингвинов - героически отсмотрен! Ура, товарищи! И должен заметить, что это был хороший сериал. Не великий - но хороший.
Первое, о чем хочу сказать - если жизнь и рассудок дороги вам, не пытайтесь найти там какую-то глубину глубин. Не найдете, ибо ДНА НЕТ. [ВОИСТИНУ, НЕТ!]
На самом деле, смысловая и символическая составляющая сериала, конечно, довольно интересна - но совсем не сложна для понимания, вопреки расхожему мифу. Так что я не хотел бы на ней останавливаться, во избежание. (хватило в свое время Сайлент Хилла, по которому я дичайше угорал, с чтением фанатских теорий и участием в СПГС-дискуссиях - повторять не очень хочется).
Но есть также и то, ради чего я сюда и пришел: чукалово гигантских роботов (вот не придирайтесь к терминам, ладно!) с лавкрафтовскими монстрами, заговор каббалистических иллюминатов по преобразованию жалких и некрасивых людишек в ровный и красивый океан лимонада, мягкие элементы трансгуманизма, ну и там еще про проблемы взросления и межличностных отношений, про преодоление внутренних барьеров и диалектичность развития как человека, так и человечества. Соединены эти элементы хорошо, но временами очень СТРАННО. Кроме того, сценарий недвусмысленно переписывался прямо на ходу, чем вызван ряд специфических особенностей, в т.ч. и легендарный (не только в хорошем смысле) финал. Я лично сначала посмотрел полнометражку «The End of Evangelion», и только затем два последних эпизода - чего и всем желаю, ибо получилось намного лучше, да и ощущение от концовки не настолько поганое, как если наоборот сделать.
Композиция вообще специфическая. Начинается как довольно традиционная меха-фантастика с монстрами недели, снабженная легкими элементами деконструкции, причем довольно легкомысленная и со множеством почти комедийных сцен. Потом начинает стремительно мрачнеть, по мере усугубления встающих перед персонажами вызовов и кризисов. А потом вообще лишается любых остатков юмора, превращаясь в дичайше гримдарковую историю полную БОЛИ, СМЕРТИ, СТРАДАНИЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО УЖАСА. После чего завершается эмм... несколько нестандартным финалом в стиле «майндфак». Типа: «Я у мамы Стэнли Кубрик, и немножко Дэвид Линч…» Блин, про маму как-то двусмысленно вышло в контексте, евпочя. о_О
Есть ощущение, что Евангелион если не заложил, то по крайней мере кодифицировал многие штампы этого анимешнго направления, которые потом копировали все кому не лень, с разной степенью успешности: сочетание "хумонгоус меха + моральные терзания", передозировка символизма, тряпкообразный главгерой, загадочная молчаливая девушка со зловещей тайной, вспыльчивая и задиристая девушка-цундере, суровый мастермайнд в зеркальных очках, намеренная трололо-концовочка (aka Gainax ending) - все это не раз еще появлялось в разных работах, в тех или иных вариациях.
Субъективно-персонажное:
Гендо - хороший отец. По крайней мере, пытался им быть - насколько это вообще возможно, т.к. он суть повзрослевшая версия Синдзи. Ну и просто крутой мужик.
Синдзи - достоин вовсе не презрения, а жалости и сострадания. Издевательские мемы про него - допускаю (они порой смешные), но не вполне разделяю.
Мисато - ван лав! Когда смотришь этот сериал не подростком, а взрослым, особых вопросов «кто тут твоя вайфу», как бы и не возникает, тащемто. ;)
Аска - на редкость неприятная личность, как впрочем и было задумано. Ее - НЕ жалко, несмотря на весь трагизьм предыстории.
ZOMG TEH Рей - как бы и классная, но в контексте сюжета в целом - СТРАШНО, ВЫРУБАЙ! Это самый пугающий персонаж, так-то.
Про Владыку Пен-Пена и про Кадзи, павшего в неравной борьбе с арбузами - повторять баяны не буду, это уже по уровню меметичности приближается к арагорновым штанам. =)
В целом же, поскольку сериал все-таки зацепил, успокоиться на этом мне вряд ли удастся - в ближайшее время засяду за просмотр Ребилдов, благо они хронометражом поменьше будут.
Английский дубляж (старый, 90-ых) - неровный местами, но голоса подобраны крутейшие. Не хуже, а где-то даже и лучше оригинала. При этом новый дубляж от Netflix 2019 года - все ругают.