Большой сон / The Big Sleep, США, 1946

Apr 17, 2010 21:22



Первая из увиденных мной экранизаций романов Чендлера. Нет, я его не читал - почти, :) но фигура настолько знаковая, что не упомянуть сей факт не могу. Основой послужил первый роман в серии о частном детективе Филиппе Марлоу и его похождениях в криминальном мире Лос-Анджелеса.

Как ни странно, выяснилось, что нуаров, так сказать, "классических", соответствующих всем существующим в массовом сознании стереотипам, я видел не столь уж много - даже весьма мало. Я имею в виду кино-адаптации "крутых детективов", типа произведений того же Чендлера и Хэммета - смотрел 1 (адын) фильм по Хэммету ("Мальтийский сокол") и вот, теперь, одну экранизацию другого столпа жанра. Как известно, нуар и хард-бойлед-детектив - направления сильно пересекающиеся, но отнюдь не тождественные друг другу. Не всякий крутой детектив является нуаром, и, тем паче, не всякий нуар является крутым детективом ("Бульвар Сансет" и "Гильда", например, в которых совсем немного детективности и почти полностью отсутствует какая-либо крутизна :) ).

Здесь же мы имеем абсолютно ВСЕ составляющие "нуара в представлении 90% современной публики". По пунктам:


- Главный герой - частный детектив, циничный и прожженный профессионал, много чего переживший в прошлом, и несколько утомленный своей работой и образом жизни. Пьет много виски и курит еще больше табака. Играет его, естественно Хэмфри Богарт - ну, тут комментарии излишни. "Мы говорим Богарт - подразумеваем нуар, говорим нуар - подразумеваем Богарт..."

- Детективная интрига. О-о, да! Сюжет настолько запутан, что у меня реально начал трещать мозг от натуги уже к середине фильма. Дикое количество героев, связанных между собой сложной схемой взаимных интриг, недоверия и предательств. Несколько персонажей, играющих немаловажную роль в сюжете, вовсе НИ РАЗУ не появляются на экране или засвечиваются в одной эпизодической сцене. Возможно, действительно стоило роман почитать перед просмотром - может понятнее было бы все происходящее.

- Женщины. Опять же, о-о да!... :) По количеству красоток, которые вешаются на него пачками при каждом шаге, Марлоу вполне способен затмить агента Бонда во всех его воплощениях. Мне, как ни странно, больше всего запомнилась даже не Лоурен Бэколл (хотя она красива, очаровательна, сексуальна, и безусловно, входит в число красивейших актрис золотого века Голливуда).



Но на меня наибольшее впечатление произвела небольшая роль Дороти Мэлоун - безымянная хозяйка книжного магазина. Библиотекарша моей мечты, натюрлих! Прозреваю тлетворное влияние sam_newberry. Ибо не припоминаю я, чтобы раньше меня привлекали женщины такого типа: ^_^



image Click to view



Что еще я забыл?
Остроумные диалоги и хлесткие фразы? Check.
Классическая завязка с "простеньким делом о шантаже", вырастающим в нечто большее? Check.
Не вполне законные действия главного героя в ходе расследования? Check.
Шляпы и плащи? Check.
Алкоголь и табакокурение? Check. (Плюс еще и наркотики.)

Говард Хоукс создал очень интересный, мрачный и притягательный мир, где все мужчины круты и опасны, а все женщины - коварны и прекрасны. Пардон за дурацкую рифму, но очень уж долго вертелось на языке. ;) Этой формуле следовали потом очень и очень многие.
Ну классика, что уж тут скажешь. Нет, я не могу сказать, что это лучший нуар из виденных мною - отнюдь. Но исключительного качества фильма это не отменяет.

обзор, кино, нуар, 1940s

Previous post Next post
Up