Удивительно, как же я умудрился пропустить такое могучее кино. Что-то где-то когда-то я слыхал про этот фильм, но ни о чем он, ни даже в каком жанре снят не представлял. А между тем, это одно из лучших антивоенных сатирических произведений кинематографа, наряду с "Доктором Стрейнджлавом" Кубрика. Кино просто гениальное, но всю его шедевральность словами не передать - это надо смотреть.
Трудно объяснить сюжет из-за его изрядной нелинейности и размытости. В самых общих чертах сюжетная линия такова: Вторая Мировая, база американских ВВС где-то на средиземноморском островке близ побережья Италии. Капитан Йоссариан поражен навязчивой идеей любым способом сбежать с войны - он уже выслужил свой норматив боевых вылетов, после которого может отправиться домой. Но тщеславный командир полка продолжает с каждым разом повышать требования к количеству необходимых вылетов для своих подчиненных и втягивает их в финансовые махинации, распродав все парашюты и прочее авиационное имущество местным жителям.
Единственный способо покинуть фронт - притвориться сумасшедшим, но тут-то капитана и поджидает коварная и всемогущая уловка-22: Чтобы военнослужащего признали сумасшедшим, он должен написать об этом заявление. Но способный написать заявление, явно сумасшедшим не является, и должен продолжать служить. С другой стороны, тот кто продолжает вылетать на бомбежки в таких адских условиях - явный псих, и служить не может. Но психом его нельзя признать без его собственой просьбы... Замкнутый круг, позволяющий командованию вечно эксплуатировать личный состав.
Дикое, бешеное, чудовищное количество просто гениальных диалогов и фраз, которые можно вешать в рамку на стену. ("Major Major never sees anyone in his office while he's in his office.") Смешно, но зачастую грустно - потому что это все правда. О функционировании государства, бюрократии, армии, человеческого общества - эта история бьет не в бровь, а в глаз. А уж какие достоверные типажи - с т.з. психологии все герои вышли просто как живые.
- Слушайте, падре...
- Сэр, почему вы все время называете меня "падре"? Я - анабаптист, вообще-то.
- Вообще-то, вы - капитан. А я - подполковник, правильно?
- Ну, да...
- А это значит, тудыть вас в качель, что я могу называть вас как мне заблагорассудится! Это ясно, падре?
Если вам этого мало - то есть два десятка настоящих летающих B-25. Летают, бомбят, один из них живописно падает и взрывается. При всей сюрности и абсурдности происходящего, боевые сцены сняты на редкость реалистично.
Click to view
Click to view
Click to view