Фильм отличный на самом деле - не зря получил кучу наград. Но я его, что называется, распробовал не сразу, только через пару дней после просмотра оценил по достоинству.
По жанру его можно назвать мелодрамой с элементами мюзикла. 1932 год. Англичанин (Майкл Йорк) приезжает в Берлин, где у него вскоре завязывается роман с американкой - "полу-певичкой- полу-проституткой" из местного кабаре (Лайза Минелли). Их непростые отношения (в которых вскоре появляется еще одна сторона - немецкий барон, сорящий деньгами направо и налево) развиваются на фоне политической борьбы в Германии, где постепенно обретают все большее влияние нацисты. Вот этот вот "пир во время чумы" изображен просто потрясающе. Если в начале фильма нацистского штурмовика, завалившегося в кабаре, вышвыривают пинками - "вали отсюда, отребье! Здесь приличная публика собирается", то в финальной сцене , когда нам показывают зрительный зал сквозь мутное зеркало, то весь первый ряд заполнен коричневыми рубашками со свастиками, и у меня, честно скажу, холодок такой пробежал по спине - очень мрачный финал, неуютно как-то становится...
И еще одна крайне сильная сцена, пробирающая до дрожи - единственный музыкальный номер вне Кабаре - англичанин и немецкий аристократ останавливаются в загородном кафе и неторопливо беседуют за кружкой пива. Слово за слово, речь заходит о нацистской партии, которая набирает все большую популярность.
- Нацисты - это просто банда хулиганов. - говорит барон,- Сейчас они нужны нам, для борьбы с коммунистами, но мы всегда сможем их контролировать и избавимся от этих клоунов, если в них отпадет нужда.
- Мы - это кто?
- Мы - это Германия, само собой...
В этот момент на площадку для выступлений выходит парнишка лет 12-13 в нацистской униформе и запевает песню "Завтра принадлежит мне". За ним песню подхватывают один за другим посетители кафе, все больше людей встают и, вскидывая правую руку присоединяются к хору. Вскоре сидеть остаются лишь старик за соседним столиком, которому явно не по душе происходящее, но поделать он ничего не может и лишь угрюмо глушит шнапс кружку за кружкой, да наши герои, которые спешат убраться оттуда подобру-поздорову.
- Вы уверены, что сможете контролировать их? спрашивает англичанин. В ответ - мрачное молчание.
В самом конце эпизода в него вклинивается на несколько секунд лицо конферансье из кабаре (здешнего воплощения дьявола, судя по всему), с усмешкой подмигивающего зрителю. Дескать, ну мы то с вами знаем, ЧТО будет дальше.
На фоне этих сильнейших эпизодов как-то теряется любовная линия фильма (которая тут в общем-то и должна представлять собой основной сюжет), да и танцевально-песенные номера на сцене кабаре не производят такого эффекта. Хотя они тоже смотрятся отлично - Лайза Минелли до крайности хороша в таком сценическом амплуа роковой красотки, а песни "Mein lieber herr" или "Life is a cabaret" в ее исполнении слушать не надоедает по нескольку раз, ну а "Money" - это вообще классика.. То что этот фильм обскакал "Крестного отца" на вручении Оскаров-1972, для меня совсем не удивительно - кино очень сильное. "Крестный отец" все равно лучше, правда :-) один из моих любимейших фильмов как-никак, но я вполне понимаю почему американские киноакадемики тогда предпочли Кабаре...