Как нередко бывает, исключительно достойные по всем параметрам фильмы порой бывают незаслуженно забыты и/или не получают достаточно широкой известности даже в кругах любителей жанра, к которому они относятся. Так произошло и с данной военной драмой итальянского режиссера Франческо Росси. Навело меня на этот неизвестный шедевр сообщество
, каковое я не упущу возможности лишний раз пропиарить.
Эта картина посвящена итальянскому фронту Первой Мировой и одному из многочисленных сражений при Исонцо (в течение 3 лет итальянцы предприняли свыше десятка крупных наступательных операций в попытках перейти эту пограничную речку - равно безуспешных. Итогом стал жуткий разгром в битве при Капоретто).
Далее - мои впечатления. Под катом - так как с сопроводительными слайдами.
Невероятно мрачный, беспросветный и пессимиситичный антивоенный фильм, доносящий старую мысль "война - это ад" как никогда доходчиво. Одним из самых существенных ходов в этом направлении стало отсутствие четко-выраженного протагониста, которому можно было бы сопереживать и чьими глазами следить за развитием событий. Все происходящее мы наблюдаем как бы со стороны, как документальную хронику. Все герои максимально обезличены и лишены какой бы то ни было сентиментальной предыстории. Вероятно у всех у них есть семьи, жены, дети, родной город, отчий дом и все, что должно быть у человека - но мы об этом никогда не узнаем. В рамках этого сюжета, у них нет никакого прошлого, а что касается их будущего... будущее у всех одно. Никто не задерживается на этом участке фронта надолго, а уходят отсюда только вперед ногами. Здесь нет ни славы, ни чести, ни доблести, ни жизни - только бесконечные серые камни, австрийские пулеметы, бескрайнее месиво колючей проволоки, холод, грязь и смерть.
Бездарный генерал, застрявший в прошлом веке, продолжает посылать солдат в самоубийственные атаки на господствующую над долиной высоту Монте Фиоре, которую сам же и сдал недавно противнику. Единственное средство поддержания дисциплины - расстрелы "проявивших трусость" (читай - отказавшихся идти в бессмысленную атаку) и самые что ни на есть натуральные децимации "ненадежных" частей (в 20 веке, for God's sake!!). Воровство и коррупция в военном министерстве, скверное оружие, дешевые картонные ботинки для солдат, абсолютно безумные "тактические новшества" типа стальных кирас для штурмовых отрядов (пробиваются первой же винтовочной пулей) или садовых секаторов, которыми предполагалось резать колючку при свете дня.
По здравому размышлению понимаешь, что прав-то был лейтенант-коммунист.
"- Я сказал солдатам, что когда придет время, я буду на их стороне.
- Придет время для чего?
- Сейчас рано. Но когда настанет время, мы их всех перестреляем - майора Мальчиоди, генерала Леоне и всех остальных.
- И что дальше?
- Дальше мы пойдем выше по этой иерархии, мы доберемся до столицы и разберемся с генералами и министрами, которые начали эту войну.
- Ну а потом?
- Потом? Ну... Потом всё. Потом народ берет власть. Это социализм"
При всей наивности этих рассуждений, в одном он прав. Настоящие враги не по ту сторону окопов, настоящие враги - позади, в тылу, и против них надо было повернуть оружие.
Генерал Леоне - конечно, вымышленный персонаж, но он в изрядной степени вляется собирательным образом нескольких итальянских командующих Великой Войны. И поэтому он настолько омерзителен - омерзительнее даже чем дивизионный командир из "Троп славы" Кубрика. "Да пристрелите его уже кто-нибудь!" - так и хотелось заорать ближе к концу. - "Это фронт, война все спишет, никто не узнает, вам ничего за это не будет." Нет, так и не грохнули ублюдка. Тоскливо, однако.
А, и вот еще что - в наличии имеется офигенно-зрелищно снятая сцена атаки австрийской кавалерии на отступающую итальянскую пехоту. Одна из лучших кавалерийских батальных сцен эпохи ПМВ.
Часть слайдов цельнотянута из
поста wierd_moustache