Продолжение, см.
начало,
эпизод первый.
Эпизод второй. Авантюрно-криминальный
Это только в пословице говорится: «Ломать - не строить». На самом деле сохранить страну было проще, чем разрезать её по живому на 15 огрызков. Сложный механизм народного хозяйства просто разделили по принципу: у кого, что есть на территории, то его. Несуразность такого подхода очевидна. Ранее развитие регионов обусловливалось экономической целесообразностью, а централизованное распределение обеспечивало примерно равный уровень жизни. При разводе кому-то достались порты у теплых морей, а кто-то не получил ни куска побережья; у одних - виноградники по всей территории от границы и до границы, у других - пустынный песок и никакой растительности; территория некоторых - остров, плавающий в море нефти, другой живёт на голой, обледеневшей, обдуваемой всеми ветрами скале.
Условная административная нарезка территорий превратилась в уродливые границы недогосударств. Основная добыча углеводородов - в России, а транспортная инфраструктура - в сопредельных странах. Учитывая это, почти 15 лет руководство России практически дотировало соседние государственные новострои низкими ценами на нефть и газ. Но всему приходит конец, халяве - тоже.
За этот период в этих странах сложилась мощная нефтегазовая элита. Украйна - не исключение, все наиболее значимые энергетические телодвижения здесь связаны с Тимошенко. Не будем вспоминать её деятельность во главе ЕЭСУ. Интересен «оранжевый период» её деятельности. Как раз тот период, когда, попытавшись избавиться от энергетической зависимости от Москвы, Украйна сама своими действиями разрушила выгодный контракт. Вообще, получилось всё как всегда: со старыми друзьями разоср…сь, а новых не приобрели. Приобрели только высокую цену на газ.
В первом газовом конфликте Юлия Владимировна участия не принимала, разругавшись в пух и прах с Ющенко и лишившись поста премьер-министра в сентябре 2005 года. Но затем удачно провела интригу с перевыборами в Верховный Совет, обведя вокруг пальца и неповоротливого увальня Януковича, и самовлюблённого павлина Ющенко. И в декабре 2007 года вновь воссела в кресло второго должностного лица страны.
На «второе пришествие» и приходится тот газовый конфликт Украйны с Россией, который привёл Тимошенко сначала на скамью подсудимых, а затем в Качановскую исправительную колонию. Но не она его начала - она его только разрешила. Причина конфликта проста: руководство Украйны хотело платить за газ всё меньше, ничего не давая взамен, а вредить России всё больше. Такой уж тренд у самого нелепого президента на планете под именем Ющенко.
В феврале 2008 года оказалось, что посредники в виде «РосУкрЭнерго» и «Укргазэнерго», созданные под нежной и заботливой опекой президента Ющенко, закупив в 2007 году 4 млрд. м3 газа, совершили традиционный украинский «кидок», не расплатившись за газ с Россией. Дело житейское, к такому ведению дел украинской стороной уже привыкли, перетерпели бы. Но руководство страны (Украйны), похоже, стало «съезжать с катушек». Пан Ющенко, отбросив всякие дипломатические экивоки, повёл откровенно враждебную России политику. Особенно это стало ясно на фоне августовского грузино-осетинского конфликта, когда президент Украйны чуть ли не стал в этом конфликте ещё одной стороной.
К тому моменту энтузиазм от «помаранчевой революции» куда-то испарился, а украинский президент стал нерукопожатным. После открытого письма Дм. Медведева путь в Россию ему был заказан, европейские политики беседовали с ним сквозь зубы, а американский президент бегал от Ющенко, как черт от ладана, по всему зданию ООН, избегая случайной встречи. Дипломатический горизонт для Ющенко сузился до Прибалтики, Польши и Грузии. Да ещё Лукашенко время от времени заезжал разговоры разговаривать, но у того были свои резоны - Президент Белоруссии надеялся такими демаршами подвигнуть российское руководство на более решительные шаги в интеграционном процессе.
Как бы там ни было, но Ющенко и его «говорящие головы», выступив лоббистами «РосУкрЭнерго», сорвали подписание газовых договоров, намеченных на 31 декабря 2008 года. И хотя цена за газ, предложенная РУЭ (285 доллар за м3), была выше, чем предлагал Нафтогаз ($235), Газпром, заинтересованный в торговле без посредников, принял предложение от «Нафтогаз Украины». Тогда Ющенко устами своего эксперта по энергетическим вопросам Богдана Соколовского обвинил руководство Нафтогаза в сдаче национальных интересов и своим решением отозвал представителей компании из Москвы. Подлинная причина этого демарша была озвучена В.В. Путиным: «Сегодня в этих условиях (они) борются не за собственно цену на газ, а за возможность сохранить тех или иных посредников для того, чтобы использовать получаемые дивиденды в личных целях, личного обогащения и в целях получения необходимых финансовых ресурсов для будущих политических кампаний».
С 10:00 1-го января Газпром полностью прекратил поставки газа на Украину. Той ничего не оставалось, как начать брать из трубы газ, предназначенный для прокачки в Европу. Тем временем ситуация продолжала ухудшаться, и без газа уже осталась остальная Европа.
Дальнейшие события подтверждают правила, что самые сильные мужчины в украинской политике - это женщины. С поля боя удрал весь мужской контингент украинского политикума. После неудачной попытки организовать в свою поддержку энергетический саммит «сыграл труса» украинский президент Ющенко и удрал в Карпаты кататься на лыжах. Срочно улёгся на больничную койку глава «Нафтогаза» Дубина. Спрятался на своей знаменитой даче лидер оппозиции Янукович, наверное, злорадно похихикивая и вынашивая планы возвращения во власть.
А могли ли они что-нибудь сотворить, разрулить ситуацию? Могли! Во времена острых кризисов такие формальные категории, как ПОЛНОМОЧИЯ, ЗАКОННОСТЬ и т.п., отходят на второй план, на авансцену выходит ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. «Победителей не судят!» Переступить через своё самолюбие, пройти свой «путь на Голгофу» и появиться в Москве мог Президент. История знает немало примеров, когда и венценосные и выборные главы государств ради пользы стране, интересов дела шли на унижения. Руководитель нефтяной компании тоже мог принять волевое решение и подписать договор. В конце концов Нафтогаз - самостоятельный хозяйствующий субъект.
Да и лидер оппозиции мог прокатиться в Первопрестольную, а затем заявить, что, мол, договорился с Россией, вот вам договор, остальное за вами, хотя бы имиджевые очки себе заработал. Вон, противостоящая Саакашвили грузинская оппозиция чуть не в очередь в Кремль становится.
В результате страусиного поведения мужчин взять на себя ответственность пришлось Юлии Тимошенко. Она вынуждена была нанести визит в Москву и согласиться на еще более ужесточившиеся требования Газпрома, действительно губившие украинскую экономику. В ночь с 17 на 18 января 2009 года Юлия Тимошенко провела в Кремле закрытую встречу с российским премьер-министром Владимиром Путиным. После чего был подписан 10-летний контракт на поставки российского газа на Украйну. Немедленно был возобновлен транзит. Правда, и тут не обошлось без знаменитого Юлиного коварства - сфальсифицировав решение Кабмина, она обманула руководство украинского газового монополиста.
Некоторые горячие тимошенковские фаны утверждают, что никакой аферы не было, и Нафтогаз вполне мог и без директивы Кабмина заключить договор. Они лукавят! Во-первых, «Нафтогаз Украины» - монополист украинского рынка и правительство совсем не все равно, по каким ценам в страну поставляются энергоресурсы. Во-вторых, Нефтегаз - государственная компания. И, в-третьих, он - глубоко убыточный, дотационный проект, живущий на подачки правительства страны, а «кто девушку ужинает, тот ее и танцует».
Рисковала ли Тимошенко, взяв ответственность в разрешении газового кризиса? Безусловно! Летя из Москвы в Киев, она наверняка не знала, какой прием ждет её на Родине. И, действительно, вылезший из карпатских схронов Ющенко подверг поступок своего премьер-министра жесточайшей критике. Но украинцы благожелательно восприняли окончание газового конфликта, облегченно вздохнула Европа, и горе-президент вынужден был отступить. Однако с его подачи прокуратура всё-таки возбудила против «премьерки» уголовное дело, которое спустя два года очень пригодилось ПР.
Конечно, Юлия Тимошенко понимала, какую удавку на шею экономики Украйны она надела. На что же она рассчитывала? Наверняка у неё было несколько козырей в кармане, с помощью которых она намеревалась выклянчить у Путина скидку. Но для этого Тимошенко нужно было стать Президентом Украйны. Другого выхода не было: либо президентство, либо тюрьма. Весь оставшийся до выборов год - блестящая, феерическая Юлина предвыборная компания. Но не сложилось, не хватило 3%, чтобы догнать увальня Януковича, чья предвыборная компания была НИКАКОЙ!
Авантюрной, эмоциональной натуре Юлии Владимировны Тимошенко противно стратегическое планирование. Взяв политическую ответственность в дни острого кризиса, и сделав блестящий ход, она в дальнейшем истратила тот ресурс, который у неё был. А проиграв президентские выборы, не смогла адекватно оценить ситуацию и вынуждена была переселиться на нары в тюремную камеру.
(Продолжение следует)
Александр Позин,
специально для
alternatio.org