НКВД и управление разработкой и производством

Aug 16, 2012 20:56

Оригинал взят у kris_reid в И дела самолетные через лупу все того же НКВД,
Совершенно секретно
Секретарю ЦК КП(б)У
тов. Хрущеву Н. С.
По тематическому плану опытных работ 1938 года, утвержденным НКОП, Запорожский авиамоторный завод № 29 должен был спроектировать, изготовить и в июле м-це 1938 г. поставить на государственные испытания высотный мотор М-88 с двухскоростным нагнетателем.
Несмотря на то, что воздушные бои в Испании показали срочную необходимость форсирования изготовления высотных моторов, завод в 1938 г. по этой машине почти ничего не сделал.
В первом квартале с. г. опытные работы проводились также чрезвычайно медленно. Разработка конструкции закончена не была, чертежи и технология отсутствовали. Однако это не помешало директору завода - ЧЕРНЫШЕВУ заявить на заседании Совета обороны Союза ССР 17 апреля с. г. о том, что мотор М-88 ими освоен.
На основании этого заявления Народный Комиссар Авиационной Промышленности тов. М. М. КАГАНОВИЧ своим приказом № 91/сс от 26 апреля с. г. обязал завод № 29 выпустить в текущем году 500 штук таких моторов, за счет снижения программы на 1.000 штук серийных авиамоторов М-87.
Кроме этого, решением Совета обороны было приостановлено освоение мотора М-87 на Рыбинском авиамоторном заводе № 26, который обязан был немедленно перейти на освоение мотора М-88, получив технологию и техническую помощь на заводе № 29.
В моторе М-88, в отличие от М-87, должен быть установлен двухскоростной нагреватель {вместо односкоростного), позволяющий подыматься самолету на большие высоты, должны быть усилены - шатун, редуктор, крепление цилиндров, крышка шарикоподшипника, в связи с чем изменяется также и главный картер мотора.
Нами установлено, что заявление ЧЕРНЫШЕВА на Совете обороны в отношении освоения мотора М-88 не соответствовало действительности, так как на то время в опытном цехе завода было изготовлено только три мотора, которые отличались от серийной машины М-87 только 2-х скоростным нагревателем и не могли быть предъявлены на госиспытания, так как нагреватель быстро засорялся коксующимся маслом и вместо 100 час. непрерывной работы работал не более 50 часов. Чертежей и технологии на новые узлы вовсе не было.
Несмотря на это, ЧЕРНЫШЕВ и главный конструктор завода ТУМАНСКИЙ под предлогом ускорения выполнения решения Правительства в начале мая м-ца с. г. отдали распоряжение пустить мотор в таком виде на изготовление малой серии.
Успокоившись на этом, ТУМАНСКИЙ освоением мотора прекратил заниматься. Конструктор основного узла машины - двухскоростного нагнетателя тов. ВОДОЛАЖСКИЙ и ведущий инженер ВАСИЛЬЕВ были переведены на другую работу, а доводку мотора передали конструкторам, не знакомым с этим делом.
Три таких мотора, отправленные в конце мая с. г. в Москву конструктору-самолетостроителю тов. ИЛЮШИНУ, показали себя с плохой стороны. В двух моторах сгорели поршни, а в одном показалась стружка в масле мотора, что характеризует плохую их работу.
Один из таких моторов № 8815 при летных испытаниях в Москве потерпел аварию - была разрушена маслоотражательная шайба в носке редуктора.
По имеющимся у нас данным, Ваше указание директору завода ЧЕРНЫШЕВУ о расследовании причин этой аварии и привлечении конкретных виновников к ответственности произведено ЧЕРНЫШЕВЫМ неправильно.
Созданная ТУМАНСКИМ комиссия под руководством начальника опытного отдела СТЕФАНОВА пришла к заключению, что причиной аварии мотора была недоброкачественная сборка. На основании этого заключения ЧЕРНЫШЕВЫМ наложены строгие административные взыскания на начальника сборочного участка БАРАНОВА, начальника техконтроля БОНЧКОВСКОГО, мастера КРАЛЯ, КОРНЕЕВА и ЧЕРНОВА. Контролер ЦВИРКУН уволен с завода.
По заявлениям специалистов, причина аварии заключается не в плохой сборке, а в конструктивном недостатке самой шайбы, о чем также отмечается в акте комиссии. Подобные аварии были и раньше с моторами М-87 и после этой аварии с безредукторным мотором М-88. При расследовании их причин комиссиями указывался конструктивный недостаток шайбы, но ТУМАНСКИМ никаких мер для ее усиления не предпринималось.
Характерно то, что ТУМАНСКИЙ, утверждая, что причиной этой аварии является плохая сборка, сам немедленно приступил к переконструированию шайбы согласно указаний предыдущих комиссий.
Несмотря на все перечисленные конструктивные дефекты и недоделки в моторе М-88, он по распоряжению ЧЕРНЫШЕВА запущен в малую серию.
Чтобы создать видимость «освоения», ЧЕРНЫШЕВ 8/VII с. г. дал распоряжение установить к 15/УП два мотора М-88 на новополученный скоростной бомбардировщик, чтобы 17/УП лететь на нем в Москву рапортовать активу НКАП о выполнении задания Правительства.
В результате спешки с их установкой и опробованием 16/УП во время пробного полета при посадке бомбардировщик разбит. Сорвано шасси, погнуты винты мотора, поломаны крылья и фюзеляж. Машина без моторов стоит 750 тысяч рублей.
Парторг ЦК ВКП(б) т. СЕМИН, чтобы опять «расшевелить» руководство завода, позвонил 11 июля главному инженеру КОНОНЕНКО [и] заявил:
«...Через два дня к нам опять приезжает тов. Н. С. ХРУЩЕВ, нужно подтянуться, а то вновь будут неприятности».
КОНОНЕНКО, повесив трубку, тут же высказался: «Вот несчастье, что нам делать? Хорошо бы сейчас зарядить до отказа М-1 и бежать, бежать, пока бензин не кончится, а потом зарыться куда-нибудь, чтобы не нашли. Ведь ничего по его указаниям не сделано...», - и тут же бросился перепроверять правдоподобность сообщения СЕМИНА.
Узнав каким-то путем, что это сообщение неправдоподобно, КОНОНЕНКО, успокоившись, пустил в адрес СЕМИНА такую фразу: «Вот черт, только людей пугает...».
ЧЕРНЫШЕВ и КОНОНЕНКО невыполнение плана объясняют недостаточным количеством станков и отсутствием рабочих.
Насколько несостоятельны эти заявления, видно из того, что на заводе до сих пор продолжают изготовлять детали мелкими партиями, которых нет на конвейере.
В результате этого, очень часто приходится перестраивать станки с одной детали на другую. Чтобы скрыть результаты безобразного планирования, эти простои вовсе не фиксируются.
За первое полугодие с. г. на заводе было 162 аварии металлорежущих станков. За это же время только учтенный простой станкового оборудования составляет 108 тысяч станкочасов.
Вследствие безответственного отношения к нуждам рабочих и отсутствия партийно-массовой работы за полгода с завода ушло 2.410 чел. рабочих, из них с механических цехов - 2.262 человека.
На заводе не хватает 3 тысячи чел. рабочих, однако принять их на завод невозможно из-за отсутствия жилья.
Все эти безобразия проходят мимо директора завода - т. ЧЕРНЫШЕВА и парторга ЦК ВКП(б) т. СЕМИНА.
По существу изложенного нами поставлен в известность НКВД СССР '.
О состоянии опытных работ по авиамоторам прилагаю копию письма парторга опытного отдела завода № 29 т. ГИРМАСА2.
Зам. народного комиссара внутренних дел УССР Кобулов
19 июня 1939 года.

Репрессии, Самолеты, Двигатели, Сталин, Антикоммунизм, Изобретательство

Previous post Next post
Up