Как Королева в партии восстановили или месть коммунисту (1)

Jul 14, 2011 20:55

В начале 50-х годов у С.П. Королева возникли серьезные проблемы в связи с его беспартийностью, поскольку из рядов коммунистической партии он был исключен еще в 1938 году в связи с арестом и осуждением по ст. 58 УК РСФСР. К моменту его назначения на должность Главного конструктора Сергей Павлович просто еще не мог восстановиться в партии: ведь он лишь незадолго до того освободился из мест заключения. Восстановление же Королева в рядах КПСС было производственной необходимостью: ведь в то время очень многие производственные вопросы решались в стенах райкомов и обкомов партии, а Королев в силу своей беспартийности туда не был вхож.

- Его восстановление в рядах КПСС происходило на моих глазах и при моем непосредственном участии, - рассказывает Д.И. Козлов. - Дело в том, что еще в 1946 году меня избрали секретарем партбюро отдела N 3, который возглавлял С.П. Королев. Однако в течение нескольких лет даже сама постановка вопроса о приеме начальника отдела в партию встречала резкое сопротивление со стороны освобожденного секретаря парторганизации НИИ-88 Медкова. Ведь Королев в то время еще не был реабилитирован, и поэтому партийный руководитель высказывался категорически против членства в КПСС вчерашнего заключенного.

Как секретарь парторганизации отдела для получения разрешения на прием С.П. Королева в партию я прошел немало высоких кабинетов, но окончательно этот вопрос удалось решить только на уровне отдела промышленности ЦК КПСС. Помню, как меня принял заведующий этим отделом Сербин, молча выслушал и сказал, что поскольку Королев помилован и ныне занимает очень ответственный пост в оборонном ведомстве, то он лично не видит никаких препятствий для его приема в партию. После этого я попросил завотделом разъяснить мне один щепетильный аспект проблемы: что следует говорить Королеву на партсобрании в ответ на вопросы о причинах его осуждения и многолетнего пребывания в лагерях. Сербин на секунду задумался, а потом сказал, что он лично разрешает Королеву не отвечать на этот вопрос в том случае, если его кто-нибудь задаст во время процедуры приема в партию.

В результате в марте 1952 года решением собрания нашей первичной парторганизации Королев был принят кандидатом в члены КПСС, а 15 июля 1953 года состоялось партсобрание, где он уже отстаивал свое право быть полноценным коммунистом. Одну из рекомендаций ему давал я, а вторую - Юрий Александрович Победоносцев, который хорошо знал Сергея Павловича еще по совместной работе в ГИРДе и РНИИ. Собрание по приему С.П. Королева в партию проходило в зале, где работали конструкторы. Сергей Павлович, конечно же, волновался, и это было довольно заметно. Сначала он рассказал свою биографию, вскользь упомянув о том, что несколько лет был вынужден провести в колымских лагерях, а затем, оставаясь заключенным, работал в КБ под руководством А.Н. Туполева.

Когда Королев закончил свое выступление, зал молчал. Тут слово взял Медков и спросил: «А за что конкретно вы были осуждены?» Королев нахмурился, а потом заявил, что ему разрешено на подобные вопросы не отвечать. Больше его никто не донимал. Тут встал я как секретарь первичной парторганизации, и спросил собравшихся, каково будет их мнение по поводу приема Сергея Павловича Королева в члены КПСС. Поступило лишь одно предложение - принять, которое после голосования оказалось единогласным. Медков, конечно же, еще раз выступил против приема, но поскольку он не был членом нашей «первички», то его мнение мы не приняли во внимание.

Помню, что после этого партсобрания он проработал на 88-м заводе очень недолго, вскоре был снят со своей должности и переведен куда-то на менее ответственную работу.

http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article129.htm?reload_coolmenus

Репрессии, Ракеты, Антикоммунизм, Стукачи

Previous post Next post
Up