Как Сталин вертолетостроению вредил до войны и после войны

Oct 15, 2015 21:16

image Click to view



Вертолет ЦАГИ-1ЭА Главный конструктор А. М. Черёмухин Первый полет 1930 год


Подробнее о А. М. Черёмухине https://ru.wikipedia.org/wiki/Черёмухин,_Алексей_Михайлович

1937-й год стал годом активизации репрессий, развернутых властью против руководителей армии и промышленности, подозреваемых в шпионской и вредительской деятельности. В том году арестовали начальника ВВС Я. И. Алксниса, начальника ЦАГИ Н. М. Харламова, заместителя начальника ГУАП А. Н. Туполева, профессора А. М. Черемухина, конструктора А. М. Изаксона и многих других. Далее отчетливо наметилось заметное снижение интереса к вертолетам и автожирам. В 1939 г. цех винтовых аппаратов (ЦВА) на заводе № 156 ликвидировали, многие специалисты и конструкторы вынуждены были перейти на другую работу.

Михаил Маслов "Утерянные победы советской авиации"
https://www.litmir.co/br/?b=175559&p=28

Конструктор А. М. Изаксон занимался автожирами, вертолетами и самолетами:
Изаксон Александр Михайлович (Израиль Мовшевич) родился летом 1899 года в Могилеве - один из основоположников советского вертолетостроения. В 1926 году окончил МВТУ и сразу же стал сотрудником профессора Б.Юрьева в Центре винтокрылых аппаратов ЦАГИ. В 30-е годы принимал участие в создании первого экспериментального вертолета ЦАГИ-1. Затем до 1937 года возглавлял отдел особых конструкций ЦАГИ, где было создано большинство довоенных конструкций вертолетов. Конечно же, был арестован, и до 1942 года работал в авиаконструкторской «шарашке». После освобождения - первый заместитель Генерального конструктора Петлякова. В послевоенное время до ухода на пенсию руководил отделом аэродинамики в ОКБ М.Миля. Умер в 1981 году.
http://jig.ru/index4.php/2008/03/07/evrei-v-poslevoennom-samoletostroenii.html

В Германии вертолетостроение развивалось и в 1942 году был налажен серийный выпуск Focke Achgelis Fa 223 и эти вертолеты корректировали огонь, участвовали в транспортных и связных операциях, эвакуировали высокопоставленных должностных лиц.
Кстати если бы у Советской Армии был бы подобный вертолет, то в 1941 году можно было бы вывезти из окружения сына Сталина Якова Джугашвили. Таким образом Сталин вредил не только всей стране, но и себе лично.

После окончания военных действий самая различная немецкая авиационная техника вывозилась с целью изучения американскими, английскими и советскими специалистами. Были там и вертолеты. В летно-исследовательский институт попали после войны в разобранном виде Fa 223 и Fi 282. Вертолеты Фокке-Ахгелис, не собирая, передали в единственное тогда у нас вертолетное ОКБ И. П. Братухина, создавшее ряд машин поперечной схемы.
http://www.e-reading.club/chapter.php/151292/5/Samolety_mira_-_Samolety_mira_1995_02.html




Focke Achgelis Fa.223 Drache - первый серийный транспортный вертолёт. https://ru.wikipedia.org/wiki/Focke_Achgelis_Fa_223

И Сталину пришлось зайти на еще один круг...

Быстрое развитие мирового вертолетостроения на фоне затянувшейся доводки первых отечественных геликоптеров привлекло осенью 1947 г. внимание руководителей партии и правительства. Лидер государства И.В.Сталин лично заинтересовался причинами отставания и потребовал от руководства авиационной промышленности быстро восполнить образовавшийся пробел в гамме летательных аппаратов отечественной конструкции. 12 декабря 1947 г. Совет Министров СССР принял специальное постановление "О создании геликоптера связи для Вооруженных Сил Союза ССР", в соответствии с которым обязал конструкторские коллективы А.С.Яковлева, И.П.Братухина и М.Л.Миля создать опытные образцы новых вертолетов (дата этого постановления считается официальной датой основания ОКБ М.Л.Миля). Относительно ОКБ-3 Братухина в постановлении говорилось: "...построить на базе пассажирского геликоптера, предусмотренного в плане 1947 г. (имелся в виду Б-5. - Автор), геликоптер связи с двумя моторами М-26ГРФ со следующими данными: максимальная скорость - 150-180 км/ч, продолжительность полета - 3 ч, экипаж - 3 чел. Геликоптер предъявить на государственные испытания в августе 1948 года". Вертолет предназначался для обеспечения связи между штабами войсковых частей и соединений и эвакуации раненых из прифронтовой полосы. Кроме того, аппарат предполагалось использовать и для перевозки мелких грузов.
http://www.airwar.ru/enc/uh/b11.html




Б-11 Главный конструктор И.П.Братухин

Но и и вторая попытка частично кончилась печально, Сталин загубил развитие вертолетов поперечной схемы и перспективное направление винтокрылых машин, которое кстати в США закончилось созданием конвертоплана Bell V-22 Osprey.

Специальная комиссия из крупных советских ученых обследовала Б-11 в начале следующего года и пришла к неутешительному выводу о бесперспективности машины. Постановление СМ СССР от 6 мая 1951 г. потребовало все работы по Б-11 прекратить.

Конструкторское бюро И. П. Братухина было расформировано в октябре 1951 года.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Братухин,_Иван_Павлович

И только в 1953 году после смерти Сталина конструктор Братухин снова на коне.

В 1953 году Братухин возглавил начавшиеся в ЦАГИ параметрические исследования перспективных тяжёлых транспортных вертолётов и вертолётов-кранов грузоподъёмностью до 60 тонн с реактивным компрессорным приводом несущего винта и с ТРД на концах лопастей.




Миль создав вертолет Ми-12 окончательно показал еще одно достоинство поперечной схем вертолетов - это возможность создания очень больших вертолетов огромной грузоподьемности.

Технологии, Управление, Как Сталин, Вертолеты, Антикоммунизм

Previous post Next post
Up