Оригинал взят у
moralg в
О рисках гражданина в условиях хаотичной пенсионной реформы... Написав
пост о рисках пенсионных реформ эпохи Путина и сделав прогноз их возможного развития, задумался. Логика действий власти не отвечает на волнующий человека вопрос - а что будет с моими "кровными", переданными мною в конкретный НПФ? Вот на это вопрос я и попытаюсь ответить здесь. Но только в плане "взвешивания" рисков от сотрудничества с конкретными НПФ.
Полноценный количественный и качественный анализ по каждому НПФ сделать не сможет никто. Даже чиновники, регулирующие этот рынок. Но на сайте регулятора (ранее - ФСФР, сейчас ЦБ) ежеквартально публикуется сводка некоторых параметров НПФ, взятых из их отчетности регулятору. Ею и воспользуемся.
Заметим, что НПФ в соответствии с законом могут использовать на свое функционирование не более 15 % дохода, заработанного на инвестировании пенсионных средств. Остальные 85 % должны начисляться на пенсионные счета граждан. Это требование соблюдают все НПФ под надзором регулятора и специализированных депозитариев. А обозначенные 15 % дохода идут на зарплату персонала НПФ, уплату налогов и хозяйственные расходы. Идут, как правило, практически полностью.
Теперь, если логика власти в ходе развития начинающегося кризиса подвигнет ее к полному изъятию накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) из НПФ, то 15 % дохода от их инвестирования в смете доходов и расходов НПФ просто исчезнут. Но останутся такие же 15 % дохода от инвестирования средств по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО). И только на них НПФ будет продолжать функционировать. Ибо средства НПО государство отозвать из НПФ никак не сможет. Поскольку они - частные накопления.
Таким образом, судьба конкретного НПФ после принятия властью решения об отзыве из него средств НЧТП полностью зависит от соотношения в этом НПФ средств НЧТП и НПО. Введем простой параметр
средства НЧТП
R = ------------------------------------------ * 100 %.
средства НЧТП + средства НПО
Очевидно, что если в конкретном НПФ средств НЧТП вообще нет (R = 0), то этому НПФ вообще все пенсионные реформы власти "до лампочки". Ибо ничего государство у него не изымет. Если же в конкретном НПФ нет или практически нет средств НПО (R => 100 %), то этот НПФ полностью потеряет источники средств для своего функционирования. И вследствие этого должен будет исчезнуть с лица Земли.
Поэтому параметр R можно рассматривать как параметр риска гражданина от взаимодействия с конкретным НПФ. Данные для его вычисления можно найти
по этой ссылке. В которой надо нажать в первой строке таблицы (2013 год) слова "2 квартал". А из выплывшей в отдельном окне таблицы брать данные из столбца "Е" (средства НПО) и столбца "Н" (средства НЧТП).
Итог этих вычислений приведен в таблице ниже. Я вычислял R только для тех НПФ, которые хоть как то проявились в Волгоградской области.
№
Название НПФ
R = доля НЧТП в общем объеме пенсионных ресурсов (в процентах)
1
Норильский Никель
76
2
Электроэнергетики
62
3
Лукойл-Гарант
87
4
Ренессанс
> 99
5
Промагрофонд
99
6
Сбербанка
90
7
Дженералли ППФ
> 99
8
Раффайзен
79
9
Большой
96
10
Телеком-Союз
8
11
Церих
> 99
12
Империя
17
13
Благосостояние (РЖД)
33
14
ВТБ
99
15
Газфонд
61
16
Социум
89
17
Регионфонд
71
18
УРАЛСИБ
93
19
Европейский
99
20
РГС (Росгосстрах)
> 99
21
КИТ-Финанс
> 99
22
Образование
95
Из этой таблицы видно, что малорисковыми являются НПФ "Телеком-Союз" (R = 8 %), "Империя" (R = 17 %), "Благосостояние" (R = 33 %). У всех остальных параметр риска R превышает 50 %. Особое "умиление" вызывают НПФ с R => 100%. О чем они думали, когда вступали в азартную игру с государством, не позаботившись о собственном твердом фундаменте на базе системы негосударственного пенсионного обеспечения?