I. Поместье Билтмор - красота ландшафтов и изящество интерьеров
В 1880-е годы, во время расцвета в Америке «Позолоченного века» (Gilded Age), Джордж Вашингтон Вандербилт II, младший сын магната железных дорог и перевозок Вильяма Генри Вандербилта, часто приезжал летом в Северную Каролину, городок Ашвилл (Ashville), со своей матерью. Ему настолько понравился ландшафт «голубых гор» и климат, что он выбрал место для строительства поместья и скупил у фермеров и индейцев земли - всего почти 51 тыс. гектаров (125 тыс. акров) лесов, ферм и пастбищ. Сейчас это Национальный парк. А название поместья - Билтмор было придумано Джорджем Вандербилтом (Vanderbilt) и включает часть его голландской фамилии «Bilt» (Билт) и английское слово «more» ("мор" - больше) - Билтмор (Biltmore).
Масштабный размах проекта включал замок, декоративные сады, фермы, виноградники для вина, ну и все остальное для автономного существования поместья. Для строительства был приглашен архитектор из Нью-Йорка Ричард Хант (Richard Morris Hunt), а для разбивки садов и парков - знаменитый ландшафтный архитектор, создатель проекта Центрального парка в Нью-Йорке Фредерик Олмстед (Frederick Law Olmsted).
Ричард Хант досконально изучил устройство трех французских шато, построенных в долине Луары в XVI веке, в особенности замок Блуа. В результате дом получился гигантским: почти 17 тыс. кв. метров (почти 179 тыс. кв. футов) - 250 комнат, 34 спальни, 43 ванных комнаты, 65 каминов, бассейн, гимнастический зал, зал для игры в боулинг, кухонные зоны, комнаты для проживания обслуживающего персонала. Сейчас это самое большое жилое помещение в США.
Замок строился 6 лет, и в 1895 году Джордж Вандербилт отметил с друзьями первое в новом доме Рождество и Новый год. Техническое оснащение замка предвосхищало целый ряд удобств, которые впоследствии стали привычными для всех. Например, в Билтморе работали системы центрального отопления и кондиционирования, холодильные установки, в краны подавалась холодная и горячая вода, внутри замка использовались телефонные аппараты Белла и первые электрические лампочки Томаса Эдисона.
Сейчас потомки-Вандербилты в поместье не живут, но сохраняют его в частной собственности. Главой музейного фонда является внук Джорджа Вандербилта - Вильям Сесил Вандербилт. Сам Джордж Вандербилт был потрясающе талантливым и образованным бизнесменом, коллекционером предметов искусства и филантропом, а также очень гостеприимным хозяином - в доме постоянно гостили известные люди со всего мира. Он умер рано, в возрасте всего 52 лет, от осложнений после операции аппендицита. Джордж Вандербилт был счастливо женат на Эдит Стейвесант Дрессер, и у них была одна дочь - Корнелия, сыном которой и является нынешний владелец поместья Вильям Сесил Вандербилт.
Вот так выглядит сейчас поместье Билтмор.
Общий вид:
О технологии строительства в конце 19 века пытливому экскурсанту могут поведать неоштукатуренные стены в подвале, но при возведении этажей использовался кирпич, сделанный на заводах Вандербилтов.
Отовсюду из дома и со стороны внутренних и внешних террас открываются изумительные виды:
Интерьеры поражают изяществом и вкусом. Конечно, это роскошь, но не отталкивающе непонятная, а притягивающая, какая-то очень теплая...
1. Банкетный зал. В нем есть орган. Он сделан по дизайну средневекового замка. Всего в меру, и как-то удивительно современно, даже сейчас.
2. Столовая для семьи - завтраки, обеды...
3. «Утренняя» комната хозяина для завтрака и планирования деятельности и раздачи распоряжений на день.
4. Один из небольших салонов, разбросанных по всему дому.
5. Галерея с коллекцией фламандских гобеленов. Использовалась для перекусов и бесед с гостями.
6. В коллекции живописи Джорджа Вандербилта особое место занимал Альбрехт Дюрер - один из его излюбленных мастеров. Гравюры Дюрера можно увидеть в разных комнатах замка, включая эту небольшую выставочную экспозицию.
7. Небольшой музыкальный салон для семьи.
8. Музыкально-художественный салон для вечеров с гостями.
9. Особое место в замке занимает двухэтажная библиотека (более 20 тыс. томов), где каждая книга была отобрана хозяином. Составлением и поддержанием реестра книг занимался специальный человек.
10. Кегли! Игра такая.
11. Бассейн на 265 тыс. литров (70 тыс. галлонов) находится в подвале. Освещение на дне бассейна все еще от оригинальной электропроводки, только лампочки Эдисона, конечно, давно перегорели. Бассейн был мне особенно интересен, и я подробно расспросила одного из работников музея. В общем, бассейн с подогревом, но химикаты для дезинфекции в то время еще не использовали, а морской воды в тех краях нет. Поэтому бассейн наполняли на 2-3 дня, а потом воду спускали, и снова наполняли свежей водой через несколько дней. Так что плавали там не когда захочется, а по режиму, как в пионерлагере.
12. В гимнастическом зале есть брусья, маты, лестница и набор разных гантель. Души тоже имеются.
13. В подвале есть совершенно замечательная комната под названием Halloween Room. К Halloween эта комната никакого отношения не имеет, а ее кирпичные стены были расписаны семьей Вандербилтов и их друзьями для встречи одного Нового года. Там есть мотивы, удивительно напоминающие Шагала и немного Пиросмани.
14. На верхних уровнях расположены несколько кухонных зон. Очень мне понравились эти медные кухонные принадлежности!
15. Интересная комната-хранилище разных декоративных ваз.
Экскурсионный билет в поместье Билтмор включает дегустацию вин в винарне Вандербилтов. После экскурсии по замку и садам это оказалось неплохим завершением. Вандербилты к виноделию относились серьезно, и знающие специалисты занимались селекцией сортов местного винограда и разработкой технологий изготовления вин с полной отдачей. Честно говоря, у меня был определенный скептицизм - климат-то хоть и солнечный, но влажность выше, чем обычно для хороших вин. Ну ладно, зайдем.
В зале для дегустации вин «наливающий» спец рассказывает о букетах и объясняет, что и когда дегустирующий должен почувствовать. Вокруг сплошные «бэби-бумеры». Да, пришла пора нашему поколению «оттягиваться по полной»!
Я попробовала шесть вин, и два мне очень понравились. Вот этот красный зинфандель («зин»), а из белых вин - гевюрцтраминер («гевюрц»).
Пришлось купить. Упаковали в красивую коробку с красивой фотографией замка:
и приветственным текстом:
Собственно, дегустация вин состоялась после экскурсии по замку и после знакомства с буйством цвета и изгибов творений известного магистра дел стеклянных Дэйла Чихули (Dale Chihuly). В поместье Билтмор выставка его работ представлена с 17 мая по 7 октября 2018 года.
II. Восторг формы и цвета - это Дэйл Чихули!
Дэйл Чихули (Dale Chihuly) родился в 1941 году в Такоме, штат Вашингтон. После окончания школы он поступил в гуманитарный частный колледж, но уже через год покинул его, чтобы изучать дизайн в университете Сиэтла. Он начал экспериментировать с художественным стеклом, а после встречи с художником и скульптором Итало Сканга (Italo Scanga) сфокусировался на пластике.
В 1968 году Чихули получил степень магистра наук по специальности «скульптура» и награду Фонда Луи Тиффани за одну из своих первых работ из стекла. Но знаний, полученных в Америке, было недостаточно. Он отправился оттачивать свое мастерство в Венецию, на остров Мурано. Там он освоил старинную технику стеклодувов и перенял у венецианцев командный подход к работе над крупными формами.
Главное открытие Чихули - изделия из разноцветного стекла совершенно потрясающе и свежо смотрятся среди садовых ландшафтов, а естественные формы скульптур, их визуальное родство с экзотическими растениями придают работам новое звучание. Из такого благодарного симбиоза родилось оригинальное направление на стыке садового и прикладного дизайна, а творчество Чихули стало неимоверно популярным в мире.
В 1971 году Чихули основал Школу стекловарения в Пилчаке, штат Вашингтон, которая впоследствии стала авангардом в развитии изобразительного искусства стекла.
В 1976 году Чихули попал в лобовую автомобильную аварию в Англии. Вылетев через ветровое стекло, он получил 256 порезов на лице и лишился левого глаза. В 1979 году, занимаясь серфингом, Чихули получил сильный вывих плеча и навсегда потерял возможность заниматься масштабным стеклоделием. Чихули оставляет за собой роль руководителя процесса.
Работы американского художника включены в более чем 200 коллекций музеев по всему миру и являются украшениями частных собраний. Чихули называют также одним из самых успешных предпринимателей: в начале 2000-х его годовой доход достиг $30 миллионов.
Впервые я познакомилась с творчеством Чихули в 2002 году во время зимней Олимпиады в Солт Лейк Сити, штат Юта (Salt Lake City, UT). В центре города были установлены несколько фантастически «змеистых» структур, которые вызывали какой-то взрыв восторга как днем при ярком солнечном свете, так и вечерами с подсветкой.
Вот так во время Олимпиады выглядела площадь перед Symphony Hall.
Днем:
и вечером:
В небольшом, специально построенном временном выставочном зале были представлены работы Чихули в ином формате, все со специальной подсветкой:
На выставку работ Чихули в Билтмор я отправилась с приятным предвкушением неожиданного. И не ошиблась!
1. Уже при въезде в Билтмор, на совершенно открытом пространстве взгляд приковывает первая работа, Sole d'Oro (2017):
2. Внутри замка, на первом этаже, в зимнем саду - второе чудо, от которого не оторвать глаз - Laguna Torcello II (2018), причем работа «видится» по-разному, когда ее обходишь:
3. Снаружи, перед окнами на небольшой террасе, взрыв ультрамарина - Sky Blue and Cobalt Fiori (2017):
4. В Итальянских садах (Italian Gardens) расположены несколько гармоничных композиций как на воде, так и на суше.
Fiori Boat (2017):
Float Boat (2017) и Niojima Floats (2018):
Niojima Floats (2018):
Neodynmium Reeds with Fiori Verdi (2014):
Palazzo Ducale Tower (1996):
5. В «Огороженных садах» (Wall Gardens) чрезвычайно гармонично вдоль стен вписаны разноцветные композиции (не буду мучить названиями - просто посмотрите):
Показанные фотографии - это не все представленные работы Чихули. Так что если есть возможность посетить Билтмор до закрытия выставки 7 октября 2018 года - очень рекомендую, не пожалеете!