Приложение: схема территориального самоуправления
( начало см :
http://irvara.livejournal.com/35087.html ,
http://irvara.livejournal.com/37257.html http://irvara.livejournal.com/39292.html )
часть IV. Практическая организация местного самоуправления.
В предыдущих трёх частях были приведены все теоретические выкладки. Но "теоретиков" у нас пруд пруди, а практиков, да ещё реалистов - раз-два и обчёлся.
Со времени написания предыдущей, третьей части, успела побывать во многих европейских странах и ещё больше пополнила и без того имевшиеся знания об их местном самоуправлении. Швейцарцам посвятила пост (" Коммунизм по-швейцарски"). Предвижу возражения, что Россия - не Швейцария.
Несомненно. Поэтому "национальные" особенности нашего местного самоуправления будут неизбежными. Но вода - везде мокрая, а колесо - круглое. И не надо изобретать "квадратное" колесо.
Хочу подчеркнуть,что есть всего два варианта: либо наши жители остаются обывателями и ни в чём не участвуют, ждут "нового справедливого батюшку-царя" или кого-то, кто вместо них займётся организацией нормальной жизни - и тогда ситуация будет ещё десятилетиями оставаться такой же беспросветной, а положение населения таким же бесправным. Или они наконец начнут становиться из обывателей гражданами, понимать, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", начнут участвовать в построении гражданского общества в стране и обеспечении цивилизованного управления этим обществом. Третьего - не дано.
Вот про конкретные дела, в которых может участвовать каждый, причём уже сегодня, а не в отдалённом будущем и пойдёт речь в этой части.
Всем понятно, что такое профсоюзы. Это организации, защищающие интересы людей определённых профессий. Все основные завоевания и законы , сделавшие жизнь людей наёмного труда достойной, в развитых странах - заслуга именно этих организаций. Примеров и перечислений хватит на большую статью.
Территориальные органы местного самоуправления (далее ТОСы), подобно профсоюзам, это организации, защищающие интересы людей, но только интересы территориальные. Причём, если профсоюзы разделяют людей по принадлежности к разным профессиям, то ТОСы объединяют всех проживающих на рассматриваемой территории жителей, независимо от их профессии,образования,
национальности,достатка,возраста,политических или религиозных взглядов и прочих отличий.
Объединяющая идея проста: все адекватные люди хотят, чтобы место, где они живут было чистым, экологическим, благоустроенным, с нормально функционирующими системами жизнеобеспечения, с вовремя ремонтируемыми домами и дорогами. Хотят, чтобы на их территории не орудовал криминал и не шастали бомжи. Чтобы чиновники не разворовывали деньги, выделенные из собранных налогов на содержание данной территории, а вкладывали в неё, причём вкладывали именно в то, что нужно самим жителям (зоны отдыха, спортивные объекты и др.), а не то, из чего чиновники совместно с предприимчивыми дельцами могут выкачивать быструю прибыль, зачастую нанося этим ущерб интересам жителей и т.д. "Само" всё это не наладится. Чтобы всё это обеспечить граждане и должны создавать свои местные территориальные организации.
В этом месте я обычно слышу унылые голоса : ну-у-у, у нас жители такие пассивные, никто ничего делать не хочет. Хочу успокоить: особо героических усилий для этого ни от кого и не требуется.Социологи утверждают ( а я подтверждаю практикой создания ТОСов), что среди населения любой территории есть 1-3 % социально активных,адекватных и порядочных одновременно людей (как рождается, например, достаточно устойчивый процент криминальных и альтернативно сексуально ориентированных индивидов среди населения). Этого вполне достаточно для организации и управления ТОСом.Такие люди часто готовы заниматься полезной всем деятельностью совершенно бескорыстно или за чисто символическое вознаграждение.Кроме того, источников для личного обогащения в ТОСах нет : мероприятия финансируются либо целевым безналичным порядком из части собранных местных налогов, либо исключительно на добровольные поступления в случае каких-либо отдельных одобренных жителями мероприятий (например,совместных праздников) От остальных граждан требуется лишь поддержка решений и посильное участие в их реализации.
У нас уже есть очень активные ТОСы, добившиеся многого и завоевавшие уважение жителей. Кстати и жители, видя достижения ТОСов, начинают понемногу увеличивать свою активность.
Проверенных в местной работе людей и нужно потом выдвигать в депутаты местных муниципальных собраний. Сейчас этими депутатами являются неизвестные житлям, но очень удобные властям их ставленники, которые безропотно поддерживают все, даже идущие вразрез интересам жителей, решения местных чиновников по данной территории. Проверенные в работе и оправдавшие доверие жителей "муники" (так мы называем депутатов муниципальных собраний) могут быть выдвинуты в дальнейшем и в депутаты Московской и Государственной дум, где будут инициировать нужные жителям, а не чиновникам законы. Это продвижение отражено в прилагаемой выше схеме.Причём, при этом должна быть законодательно прописана и выполняться в реальности процедура проверки и отзыва депутата избирателями.
Но одни муниципальные собрания не должны полностью заменять ТОСы. Выбрать "муника" на несколько лет и успокоиться на этом - значит, пустить дело на самотёк. Любой человек может быть подкуплен, напуган, даже устранён и именно ТОСы как раз призваны контролировать, чтобы этого не произошло и выдвиженец проводил в жизнь именно их решения.
Такими функциями ТОСы выгодно отличаются и от партий. Кроме того,что взгляды тех или иных партий разделяют далеко не все жители - в партиях, как правило,ставка делается на определённых лидеров с их властными амбициями, а не на претворение в жизнь пожеланий избирателей и отстаивание их интересов.
Даже по тому как злобно власти относятся к ТОСам можно понять, что идея повсеместного создания ТОСов очень правильная. Если домкомы и ТСЖ (узко ограниченные проблемами только ЖКХ организации) власти усиленно насаждают, то территориальные общины (ТОСы) гнобят всеми возможными и невозможными способами. Регистрация ТОСов стала почти невозможной из-за яростного сопротивления этому чиновников. Наша организация (СТОО) обходит это, регистрируя ТОСы у себя и давая им таким образом своё юрлицо и поддержку. Но необходимо добиваться принятия законодательной базы, поддерживающей жителей в их решении создания ТОСов, обеспечивающей ТОСы широкими полномочиями и финансовой поддержкой в виде выделения части местных налоговых средств, которые и сейчас выделяются на развитие отдельных территорий,но расходуются на усмотрение местных чиновников.
Мы также разъясняем людям, что ТОСы - это не "общественные" (считай бесправные) организации, как пытаются представить их власти, а органы местного самоуправления, то есть органы ВЛАСТИ, местного,низового её уровня в отличие от городской и государственной власти,следующих ступеней властной иерархии. ТОСы легитимны по закону. Согласно Конституции РФ (ст.ст.131-133) население имеет право на создание органов местного самоуправления и самостоятельного определения их структуры. Тем более, что страна наша признала Европейскую Хартию о местном самоуправлении.
ТОСы так же представительны по способу своей организации и устройства как, например, думы и другие выборные органы. А именно : учреждают ТОСы и решают самые главные вопросы на учредительных, внеочередных и очередных конференциях делегаты, за каждым из которых стоят выдвинувшие его жители (обычно по норме представительства : пятьдесят жителей - один делегат). Все текущие и рабочие вопросы решает Совет ТОСа, выбранный делегатами. Совет избирает Председателя ТОСа, обладающего полномочиями представлять интересы ТОСа и защищать их повсеместно, в том числе в судебных органах. При таком раскладе власти вынуждены признать, что Совет ТОСа и его Председатель на полных законных основаних выражают мнение населения и им не удается представить, как обычно, дело так, что они действуют в интересах населения, когда проворачивают на территории какой-то свой коммерческий проект. Для контроля над деятельностью Совета и Председателя существует ревизионная комиссия. Кроме того любой житель в любой момент может ознакомиться с деятельностью актива. И члены Совета и Председатель, не оправдавшие доверия, переизбираются без особого труда.
ТОС может по уставу брать на себя любые функции, в том числе и управляющей ЖКХ компании,может создавать внутри себя любые организации (например, потребительское общество), секции (например, автовладельцев или спортивные). Функций и полномочий очень много. Всё зависит от желания людей: что они хотят иметь и чем заниматься. Есть очень сильные и активные ТОСы, но есть, пока не имеющие обширной деятельности, но организовавшиеся с целью дать понять властям, что на территории есть орган самоуправления и власти должны с ним считаться.
В московском законе о местном самоуправлении, недавно отменённом Лужковым и Ко, были прописаны большие полномочия ТОСов. В Европе все лондоны-парижы - это сплошные ТОСы, называемые коммунами,кантонами и т.п., но по сути являющиеся ТОСами. Мало того,там, если граждане создали орган местного самоуправления, государство по закону выделяет им часть собранных налогов на его функционирование.
Самое интересное, что цивилизованная часть наших чиновников тоже понимает необходимость развития местного самоуправления, необходимость строительства общества граждан вместо теперешнего сборища апатичных обывателей.Но реальной поддержкой это никогда не заканчивается. Когда мы на разных мероприятиях типа круглых столов, конференций и т.п., где власти пытаются создать благостную картинку конструктивного диалога с обществом, излагаем им все эти соображения - они всегда кивают и поддерживают все наши предложения. Мои долгие личные обсуждения этих тем с главами департаментов московского правительства, ответственными за местное самоуправление, общественные связи, ЖКХ всегда находили "понимание", но никогда не приводили к конкретной помощи. Если бы власти помогали образованию ТОСов, хотя бы в пол-силы того ,как они насаждают марионеточные ТСЖ,успех дела бы был впечатляющим. Да просто хотя бы не мешали...
Создавая таким образов широкую "горизонталь" ТОСов, мы создаём с её помощью реальный противовес "вертикали" власти. Система устойчива, когда равновесна. А применительно к социологии противовесом власти является сам социум,который не даёт ей зарываться, перерождаться,заставляет выполнять именно то, что нужно социуму. Ведь в цивилизованном обществе, если депутаты - избранники, то правительство - это наёмные менеджеры, чиновники, которые обязаны жить по принятым в социуме законам и строго наказываться в случае их нарушения.
К сожалению, исторический опыт нашей страны свидетельствуют о том , что до настоящего времени все наши прогрессивные реформы всегда приходили "сверху". Сами цари "инициировали" отмену крепостничества, сами капиталисты, разные саввы морозовы, финансировали революцию, сами генсеки упраздняли коммунизм. Народ всегда лишь терпеливо ждал "милости" божьей и царской. Но сейчас люди стали более развитыми, поездили по миру, посмотрели как может быть у других,проанализировали прошлый и сегодняшний опыт. Меня, как первого со-председателя российского союза ТОСов радует тот факт, что таких, понимающих людей становится всё больше и больше. Они приходят к нам, создают ТОСы, занимаются конкретной деятельностью.
Но, как человек, лишенный фанатизма и излишних иллюзий, я понимаю, что мы находимся в самом начале пути и путь этот будет трудным и долгим,а успех непрогнозируемым. Прохождение через гражданское становление нашему обществу только предстоит пройти,пока оно слишком больное и слабое. Или когда-нибудь мы к этому придём или ... нас просто не будет на карте будущего.