начало :
http://irvara.livejournal.com/235671.html?mode=reply ,
http://irvara.livejournal.com/235418.html?mode=reply Тема социальности очень обширна, но в заключение добавлю ещё некоторые её аспекты.
Наше государство должно быть социальным (не путать с социалистическим!), что предполагает наличие более-менее единого сплочённого социума - гражданского общества, а не разрозненной массы беспомощных и безразличных обывателей, легко управляемых кем угодно.
Для многих наших соотечественников "государство" - сильно скомпрометированное понятие и для них дика даже сама мысль о возможности любви к своёму государству. Но наш язык не содержит чёткой дифференциации понятий "государство", "держава", "Отечество", "Родина": каждое из них является синкретизмом всех других. Поэтому сакрализация государства - это тупиковый путь, ведущий к дискредитации и всего остального.
Общество прогрессивно развивается, когда оно объединено рядом признаваемых большинством его членов ценностей, система которых и составляет идеологию этого общества.
Могут возразить, что это невозможно: кто-то имеет левые, а кто-то правые взгляды, кто-то консерватор а кто-то реформатор, кто-то приверженец православной или другой религии, а кто-то атеист и т.д. Но так же как все, кроме клинических идиотов, хотят быть здоровыми и благополучными, так же есть и единые ценности, которые признаёт адекватное большинство граждан: страна должна быть сильной и защищённой от внешних врагов; страна должна жить по законам, а не по чьему-то произволу; все граждане должны быть равны перед этими законами; все права граждан должны быть защищены этими законами; все граждане должны иметь условия для полного саморазвития и т.д. Вот эту единую идеологическую платформу мы и должны вырабатывать, не приплетая к ней никаких политических и экономических "измов", кроме социального разумизма.
Основой цивилизационного прогресса социума являются не религия и не "голая" экономика. Религии, вопреки утверждениям её проповедников, уводит людей от реальных действий по преобразованию общественной жизни к социальной апатии под лозунгом "на всё воля Божья", а экономика базируется на таком трудно совместимом с сконсолидацией и взаимопомощью людей понятии, как индивидуальный меркантилизм. Поэтому именно признание социальных и гуманитарных ценностей позволяют людям не истреблять друг друга, уметь договариваться, вырабатывать компромиссы, обустраивать свою жизнь в разумно организованном гражданском обществе, охватывающем все сферы интеллектуального, материального, культурного поддержания достойной жизни этого общества.
Гёте писал: " Господствовать легко, управлять трудно". Поэтому обществом нужно не править, а именно управлять, на локальном уровне полагаясь на самоорганизацию, на страновом, региональном и глобальных уровнях вырабатывая совместную концепцию общей борьбы за выживание геосообщества в целом, основанной на примате гуманитарных ценностей, завоёванных человечеством.
Эти гуманитарные ценности самодостаточны и не подчинены ничему: ни политике, ни религии, ни науке, а гуманитарная зрелость социума сообразуется с этими общечеловеческими устоями.
Разруха, как известно, прежде всего в мозгах и никакая предложенная властями новая блажь типа модернизаций и разных нанотехнологий не пройдёт, пока эта мозговая разруха не будет преодолена. Модернизация нам нужна прежде всего социальная и технологии должны применяться прежде всего социальные: целенаправленное превращение населения из стада в гражданское общество - превращение обывателей в граждан, участвующих в решении социальных вопросов и ответственных за свои решения.
В отсутствии силы права появляется право силы. Социум, который разделён на хозяев жизни и бесправную обслугу этих хозяев, обречён на деградацию. Причём хозяева эти, в частности в нашей стране, стали хозяевами совсем не потому что они лучшие, более производительные и созидательные, чем остальные, а потому, что сумели "подсуетиться", сыграть в те правила игры, которые навязала всем кучка дорвавшихся до верхушки власти нынешних правителей.
Условия для полноценного саморазвития личности создаёт только социальное общество: если человек сознаёт себя полноправной частью этого общества, то у него есть стимул развивать и само своё общество, а если общество воспринимается людьми как нечто враждебное им - то никакие инновации и нанотехнологии не будут способны прогрессивно преобразовывать страну. Сейчас у нас как раз наблюдается именно второй вариант, котрый вполне можно назвать системным социальным кризисом.
Преодолеть этот кризис можно повсеместным созданием полномочного и ответственного местного самоуправления, подготовкой и выдвижением из него кадров для более высоких уровней управления.
Конечно, губернаторов, мэров и других управленцев этих более высоких уровней надо выбирать, но вспомним комедийный фильм "День выборов", где с чёрным юмором показан процесс этих отрежиссированных выборов с их заранее запрограммированными результатами. В каждой шутке есть доля правды: похожие выборы наблюдались и в реальности, когда в губернаторы попадали, например, уголовники ( типа Быкова) и другие тёмные личности, сумевшие подмаслить избирателей дешевыми подачками и лживыми посулами. И пока существует атрофия гражданского общества - от таких выборов мы не застрахованы и никаких существенных перемен ожидать не приходится.