(no subject)

Nov 24, 2011 17:19

      Последняя моя колонка в «Газете ру», повторенная в моем блоге, вызвала еще большую бурю, чем злополучный материал в LAT. На этот раз всколыхнулось израильское интернет-сообщество. Сразу скажу, в большинстве комментов были слова поддержки в мой адрес и пожелания здоровья, за что я искренне благодарен их авторам. Но было и другое.
    Допускаю, что объяснения причин, побудивших меня приехать в Израиль,  могли задеть часть алии. Действительно, людям, годами сидевшим в отказе, подвергавшимся репрессиям за изучение иврита, готовым жертвовать свободой за право жить в стране, которую считали пусть исторической, но именно что родиной, этим людям мои объяснения могли показаться слишком приземленными, если вообще не циничными. От души хотел бы попросить у этих людей прощения за боль, которую им неумышленно доставил.
     Однако это отнюдь не относится к той части моих оппонентов, которая уезжала из России с конца 80-х до середины 90-х годов. Кто  покидал пусть голодную, но при этом свободную страну, в которой было покончено с государственным антисемитизмом и религиозным преследованием. Страну, где стало возможным свободно выражать свои взгляды, и в тот период имелись все предпосылки для создания нормального гражданского общества. То есть, ехали в Израиль  не по одним лишь идейным соображениям. Осуждал ли я их за это? Боже упаси! Более того, искренне радовался за них, когда приезжал сюда и видел, как они  шаг за шагом входили в эту новую для них жизнь и находили себя в ней. Так какого же черта они теперь устраивают мне здесь товарищеский суд в лучших традициях незабвенного совка? Хумусный патриотизм, поверьте, ничем не лучше квасного. Любой человек имеет полное право жить там, где считает нужным. И то, как им распоряжаться - его сугубо личное дело. Законы, действующие сегодня в Израиле и в России, это право гарантируют. Очень многое здесь вызывает у меня глубокое уважение и искреннее восхищение -  взять хотя бы отношение к воинской службе, которая  считается тут делом чести. Очень многое в сегодняшней России меня принципиально не устраивает. Однако я прожил там шестьдесят четыре года, пишу и думаю по-русски и считаю ее своей.
   Надеюсь, что когда-нибудь, не кривя душой, смогу сказать это и об Израиле.

тексты, текущее

Previous post Next post
Up