Прокрастинация

Mar 14, 2013 14:03

Перевод статьи из http://youarenotsosmart.com/2010/10/27/procrastination/ ,перевод diggreader .

Заблуждение: вы прокрастинируете, потому что ленивы и не умеете эффективно распоряжаться своим временем.

Факт: прокрастинация питается слабостью перед лицом импульса и неспособностью размышлять о мышлении.

Сервис Netflix может кое-что рассказать о вашем поведении - что вы уже давно должны были заметить сами, и что мешает вам достигать поставленных целей.

Если вы пользуетесь Netflix, а тем более, если он подключен к телевизору, у вас постепенно накапливается очередь из сотен фильмов, которые вы планируете посмотреть в один прекрасный день, вот эта очередь нас и интересует. Взгляните на неё. Почему там собирает виртуальную пыль такое огромное количество документальных фильмов и драматических эпопей? Вы бы уже по памяти могли нарисовать обложку фильма «Мертвец идёт». Почему вы его постоянно пропускаете?

Психологи знают ответ на этот вопрос - почему вы постоянно добавляете в растущий список будущего проката фильмы, которые никогда не будете смотреть, и почему (по этой же причине) вам кажется, что и в жизни вы всегда будете делать то, что лучше для вас, но редко это делаете.

В ходе эксперимента, проведённого в 1999 г., испытуемым предлагали выбрать три фильма из двадцати четырёх. Некоторые выбирали быдлофильмы вроде «Машины времени в джакузи» или «Миссис Даутфайр». А некоторые - интеллектуальное кино вроде «Списка Шиндлера» или «Английского пациента». Другими словами, это был выбор между фильмами, над которыми можно было посмеяться, но они быстро забывались, либо которые запоминались, но требовали больше усилий для восприятия.

Сделав выбор, испытуемые должны были сразу же посмотреть один из фильмов. Через два дня они должны были посмотреть другой фильм и ещё через два дня - третий.

Многие выбрали «Список Шиндлера» в качестве одного из трёх. Они знали, что это отличный фильм, потому им рассказывали их друзья. Картина получила блестящие отзывы и заработала десятки высших наград. Однако не многие стали смотреть её в первый же день.

Вместо этого они, в основном, выбирали быдлофильмы. Лишь 44% выбрали для первого просмотра что-то потяжелее, остальные предпочли комедии вроде «Маски» или боевики вроде «Скорости», когда узнали, что смотреть их придётся сразу же.

Планируя, что смотреть в будущем, в 63% случаев испытуемые выбирали интеллектуальные фильмы для второго просмотра и в 71% случаев - для третьего.

Когда эксперимент повторили и сказали испытуемым, что все три фильма нужно будет смотреть подряд, «Список Шиндлера» оказывался в числе избранных в 13 раз реже.

Исследователи подозревали, что сначала люди будут выбирать фаст-фуд, но на будущее запланируют здоровое питание.

Многие исследования на протяжении многих лет показали, что предпочтения людей часто несогласованны по времени. Если спросить, что вы предпочтёте через неделю - пирожное или фрукт, многие выберут фрукт. Спустя неделю, когда перед вами будет лежать кусок шоколадного торта и яблоко, выбор в пользу торта, по статистике, более вероятен.

Вот почему ваша очередь фильмов, которые нужно посмотреть, набита прекрасными картинами, которые вы постоянно пропускаете ради «Гриффинов». С Netflix выбор, что смотреть прямо сейчас, а что потом, подобен выбору между конфетами и морковкой. Когда вы планируете на будущее, всё лучшее в вас тянется к тому, что полезно, но здесь и сейчас вы выбираете то, что вкусно.

Как отмечает специалист в области экономической поведенческой психологии Кэтрин Милкмэн (Katherine Milkman), именно поэтому конфеты в продуктовых магазинах лежат прямо на кассе.

Это явление называется «смещением предпочтений в пользу настоящего» и выражается в неспособности понять то, что ваши предпочтения со временем изменятся, и что потом вы не будете хотеть того же, чего хотите сейчас. Смещение предпочтений объясняет, почему вы покупаете салат и бананы, а потом выбрасываете их, забыв съесть. Почему, будучи ребёнком, вы удивлялись тому, что взрослые не заваливают себя игрушками.
Именно поэтому вы уже десять лет подряд планируете сделать одно и то же, и на этот раз уж наверняка: похудеть и накачать такой пресс кубиками, что даже стрелы будут от него отскакивать.
Вы взвешиваетесь. Покупаете ДВД с тренировками. Заказываете набор гирь.
Но однажды перед вами встаёт выбор: пробежка по кварталу или кино, и вы выбираете кино. В другой раз вы отдыхаете с друзьями, и вам предлагают: чизбургер или салат? И вы выбираете чизбургер.

Продолжение следует

психология, интересное

Previous post Next post
Up