Памяти убитой свободе.
Грабительский капитализм
"Совершенно секретно",
No.2/1998
Джордж Сорос
В начале января, выступая на Американо-российском симпозиуме инвесторов в Гарвардском университете, известный филантроп и миллиардер Джордж Сорос неожиданно резко отозвался о главном хранителе российских реформ - Анатолии Чубайсе и его приватизации.
Выступление Сороса прокомментировали все без исключения российские газеты и телепрограммы. Заявление миллиардера разбирали «по косточкам», анализировали и комментировали, но при этом ни один из комментаторов не привел ни одной точной цитаты из выступления. Короче, в лучших советских традициях все обсуждали или, скорее, осуждали то, что никто не читал. Объясняли это тем, что вроде бы стенограммы выступления Сороса не существует.
Тем не менее нам удалось найти стенограмму сенсационного для России выступления «акулы капитализма». Наплевав на дипломатические приличия, Джордж Сорос повел себя, как наш матрос Железняк, и громко сказал то, о чем стыдливо умалчивают в Кремле и в правительстве, - об ограбленной стране.
* * *
«Мое положение в России весьма двойственно: с одной стороны, я занимаюсь благотворительностью, с другой - я бизнесмен, вкладывающий свои деньги и заинтересованный в том, чтобы эти деньги работали и приносили прибыль... Довольно долго, впрочем, в России я не вмешивался в инвестиционные сделки моего фонда. Для меня куда важнее была благотворительность. И если мои менеджеры хотели спекулировать на российском рынке ценных бумаг, я даже не пытался их остановить. К слову, сейчас я очень доволен, что не вмешался в эти сделки: все операции, проведенные моими менеджерами, оказались крайне прибыльными... В общем, я держался в стороне от зарабатывания денег в России. Для того чтобы объяснить, почему я изменил свою точку зрения, я должен немножко вернуться в историю.
Крушение советской системы было действительно революционным и, пожалуй, крупнейшим событием в финансовом мире. Сейчас много говорят о крушении финансовых систем, о катастрофе на лондонских биржах, о предстоящем 1 апреля «взрыве» на японских рынках. Но для мировой финансовой системы все эти потрясения - ничто по сравнению с окончанием советской эпохи...
Крушение одной системы потребовало срочного создания новой. Есть два взгляда на то, каким должен был быть этот новый режим. С моей точки зрения, оптимальным было бы создание открытого общества, которое не зависит от какой бы то ни было идеологии. И поскольку мы постоянно сталкиваемся с несовершенством восприятия, несовершенством взаимопонимания, мы не можем создать совершенное общество. Все, что нам остается, - создавать несовершенное общество, в котором люди имеют свободу выбора и свободу самореализации, тем самым совершенствуя общество. Безусловно, подобная система не может существовать без необходимых демократических институтов, без рыночных механизмов, способных корректировать ошибки, и, конечно, без главенства закона, управляющего всей жизнью общества... Так, в сущности, существуют все цивилизованные государства.
К сожалению, в новой России возобладала другая точка зрения, значительно более узкая и ограниченная: коль скоро вы имеете систему, в которой вся собственность находится в руках государства, нужно просто-напросто передать эту собственность в частные руки. Причем совершенно неважно, каким образом она перейдет в частные руки, главное, что появившийся хозяин будет за ней «присматривать» и, следовательно, экономика начнет работать... Я думаю, что это очень упрощенное понимание проблемы...
Основная задача состояла в перераспределении капитала, что и было сделано с началом массовой приватизации. За ней стояла одна-единственная политическая идея - отобрать власть у отраслевых министерств и, соответственно, ликвидировать их... Так было в теории. На практике же проблема заключалась в том, что в частных руках не было капитала. Получить его можно было только через государственные предприятия, обворовывая их и кладя деньги в свой собственный карман. Получился замкнутый круг, блуждание по которому привело к возникновению системы грабительского капитализма в бывшем Советском Союзе...
...Эта новая система начала развиваться и крепнуть, но, повторю, это была грабительская система. Именно поэтому я ограничился благотворительной деятельностью и практически не занимался бизнесом, не желая иметь ничего общего с новой российской экономикой. Она развивалась по удивительным законам: в нормальном обществе вы последовательно вкладываете деньги в какое-либо предприятие, затем, расширяя его, занимаетесь целевыми инвестициями, выходите на рынок ценных бумаг и лишь затем ждете какой-либо отдачи.
В России же компании с ходу выбрасывали на рынок свои акции, не обеспечивая их капиталом, да зачастую и вовсе не имея никакого капитала. Поэтому о прибыли говорить не приходилось, но именно таким был первый этап массовой приватизации.
Затем постепенно грабительский капитализм стал трансформироваться в капитализм законный. На этом этапе роль западных инвесторов становится ключевой. Во-первых, иностранные вливания - единственный источник поступления в страну «свежего» капитала. Во-вторых, именно инвестиции форсируют создание правового государства: не будет главенства закона - не будет и денег, ведь западные бизнесмены в подавляющем большинстве случаев вкладывают средства, только если по-настоящему действуют контракты и юридические обязательства...
Другим событием, заставившим меня пересмотреть свои позиции в отношении работы в России, стало назначение в правительство Немцова. Я, вообще-то, не люблю определять свою позицию в зависимости от той или иной персоны, но приход Немцова стал для меня еще одним знаком того, что эпоха грабительского капитализма заканчивается: по крайней мере, он, один из немногих чиновников, имел незапятнанную репутацию.
Чубайс действительно замечательный организатор, администратор и политик. Но давайте говорить честно: именно на нем лежит вина за возникновение грабительского капитализма в России. Наверное, я не должен этого говорить, но я скажу откровенно то, что думаю. Сначала государственное имущество было разворовано, и страна начала рассыпаться, едва-едва функционируя. Об этом, впрочем, никто не задумывался. Но когда госимущество обрело новых хозяев, когда возникла частная собственность, государство вновь приобрело некую ценность - оно могло придавать хотя бы вид законности разнообразным сделкам и операциям. Как выяснилось, такое положение тоже не устраивало новых хозяев. И эта последняя функция была у государства опять же украдена. То есть государственная власть перешла в руки новых частных собственников. Именно это, я считаю, произошло во время последних президентских выборов... Это была блестяще проведенная операция, но она сильно запятнала репутацию Чубайса...
Тем не менее назначение Немцова, по-моему, показало, что страна движется от грабительского капитализма к капитализму законному... К тому же был объявлен аукцион по компании «Связьинвест», первый аукцион, где действительно столкнулись интересы двух конкурентов, и первый, когда некая часть средств действительно должна была пойти в бюджет государства. Было бы, наверное, преувеличением назвать все это стопроцентно «честной игрой», но, по крайней мере, эта сделка выглядела куда честнее всего, что происходило в российской экономике прежде... Именно поэтому я пересмотрел свои взгляды и решил принять участие в аукционе...
Для меня это было непростое решение... От занятий благотворительностью пришлось возвращаться в бизнес, а это сравнимо разве что с падением с Олимпа на землю. Падение получилось довольно болезненным: вместо заявленных правил аукциона, который должен был стать серьезным шагом вперед в российской экономике, карты были разыграны по старым правилам. Новоявленные «бароны грабительского капитализма» заранее разделили весь «пирог» между собой. О честном соревновании не могло быть и речи. Но главное в том, что этот провалившийся аукцион не только остановил намечавшееся улучшение в экономике России, но и нанес непоправимый урон репутации Чубайса. Впрочем, согласно его заявлениям в то время, у него были дела поважнее российской экономики - сбор налогов. Я, правда, никогда в жизни не видел страны, где за сбор налогов с физических лиц лично отвечал бы первый вице-премьер правительства!..
...Впрочем, я достаточно оптимистично настроен в отношении будущего России... Экономика страны выдержала целый ряд тяжелых испытаний, в конце концов, Дума стала несколько более сговорчивой. У вас появился хороший министр финансов... В самом начале года должен быть принят налоговый кодекс. Я думаю, что в правительстве предстоят серьезные перемены, позволяющие точнее определить зону ответственности каждого члена кабинета. Я считаю, что если Россия выдержит и это испытание, то в принципе у нее есть неплохие перспективы в ближайшие несколько лет...»
* * *
Продают «Роснефть». С шумом, интригами, со скандалом. Так же как и на всех предыдущих аукционах. Все в соответствии с генеральной линией партии - поскорее, неважно, каким путем, передать все в частные руки - а там заживем. Не существует никаких мотивированных политэкономических исследований - зачем, скажем, вообще необходимо приватизировать «Роснефть». Есть общие вялотекущие представления о благе частной собственности, которые так остроумно откомментировал Сорос в Гарварде. И есть неудобоваримая демагогия о пополнении бюджета и выплате зарплат. Результаты векового спора о преимуществах того или иного вида экономики нам придется пережить в ближайшие годы, но вот зачем при этом заливать про бюджет? Показательно, что нигде и никогда не публиковалась официальная правительственная справка об общих результатах залоговых аукционов и инвестиционных конкурсов. Почему? Да потому, что результаты эти - ничтожны. Наглядным доказательством этого являются отчеты Счетной палаты, в которых результаты крупнейших аукционов прошлого года, по сути дела, признаются незаконными. Из всех прошлогодних аукционов «чистилище» Счетной палаты прошла лишь сделка по продаже «Тюменской нефтяной компании». Да и то аудиторы попросили покупателя дополнительно перечислить в бюджет два триллиона рублей. Что касается остальных аукционов по продаже госпакетов акций «Сибнефти», «Норильского никеля» и «Связьинвеста», то это шулерская распасовка. Судите сами.
Залоговый аукцион по продаже «Норильского никеля» комически начался с того, что к конкурсу была допущена фирма, учредителем которой выступал подмосковный забулдыга, знать не знавший, что ушлые ребята оформили на его паспорт липовую компанию. На акции «Сибнефти» претендовали две «конкурирующие» фирмы, учрежденные, как выяснилось, одним и тем же человеком - Р. Абрамовичем, представлявшим - что общеизвестно - интересы Бориса Березовского. С многочисленными нарушениями был продан «Связьинвест», что, в частности, отбило у «честного спекулянта» Сороса желание водиться с Чубайсом и его «грабителями». В результате Счетная палата потребовала отменить итоги аукционов и наказать виновных в нарушении закона чиновников.
Как говорится, заседание, господа присяжные заседатели, продолжается. Заседание Счетной палаты. Да только результаты от ее отчетов, которые в Кремле просто кладут под сукно, нулевые. Идет естественный для нашей страны великий передел: экспроприация экспроприации экспроприаторов. Короче, как по-ленински емко определил этот процесс старик Сорос, - грабь награбленное.
Смотрите оригинал материала на сайте "Совершенно секретно" :
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/136/