Вдогонку недавнему посту Игоря
http://omchanin.livejournal.com/1524330.html и навстречу круглым датам 2016 года вспомним немножко о нашем мостике.
Вернемся к началу. 15 марта 1896 года по результатам испытаний комиссия Комитета постановила: «Допустить движение поездов по мосту и первый поезд из Омска в Челябинск через Иртышский мост пропустить 19 марта 1896 года. Временную станцию "Левый Иртыш" закрыть». Таким образом, 19 марта 1896 года фактически открылось беспересадочное движение по Транссибу на участке Челябинск-Омск-Обь. Берега соединил шестипролетный металлический мост, построенный по проекту русского инженера Н.А.Белелюбского.
13 ноября 1919 года при отступлении из Омска колчаковцами мост был взорван. Ферма, примыкающая к правому берегу, была повреждена и упала с быка в воду. В музее Омской дистанции пути хранится чертеж, составленный по результатам обследования моста в ноябре 1919 года.
А так было в натуре
И так
В Музее омских железнодорожников хранятся оригинальные воспоминания участников восстановления моста. Работы по организации ледовой переправы начались 15 ноября. Силами железнодорожников и бойцов 5-й Армии на льду была построена рельсошпальная решетка, по которой в течение зимы 1919-1920 года осуществлялось движение. Временный путь соединил подъездные пути к шпалопропиточному заводу и участок старой ветки к балластному карьеру на правом берегу. По ледовой переправе длиной примерно 2,33 км вагоны сперва перекатывали вручную, а когда лед окреп, стали ходить паровозы. На самом мосту велись работы по восстановлению конструкции по проекту инженера И. Д. Гордиенко - он предложил поднимать ферму с помощью гидравлических домкратов.
Здесь, в рамках восстановительных работ 7 декабря 1919 года прошел первый в Омске коммунистический субботник, коммунистам 3-го (позднее Ленинск-Омского) райкома РКПб. В середине прошлого века это событие было увековечено мемориальной доской - фото 60-х годов. Интересно, жива ли она нынче?
Восстановлен мост был в кратчайшие сроки - 5 месяцев в зимних условиях в военное время. 15 апреля 1920 года состоялось торжественное открытие движения.
28 сентября 1935 года был открыт второй железнодорожный мост через Иртыш, построенный рядом с мостом Белелюбского. Газета «Омская правда» отмечала, что руками строителей, их волей и энергией выстроен мост. Кроме того, коллектив строителей отремонтировал старый мост - сменил фермы (скорее заменил полностью изношенные элементы - И.В.), заклепал 128 тысяч клепок.
В 1997-1998 годах был построен третий мост через реку Иртыш.
В 2006 году началась модернизация старейшего мостового перехода в Омске. Фермы шестипролетного сооружения, построенного еще в 1896 году и отработавшие верой и правдой 110 лет, были заменены на современные конструкции. Фото этого процесса хранятся в архиве пресс-центра Омского региона дороги.
2 апреля 2008 года по обновленному мосту началось движение поездов.
И таки главный вопрос, побудивший к этому длинному посту: осталось ли что-нибудь от инженерного творения господина Белелюбского? - Таки да! Не все ушло в небытие.
Один узел старого моста в качестве памятника железнодорожной техники и истории был установлен в мемориальном сквере старейшего Омского железнодорожного предприятия - Омской дистанции пути. На нем укреплена памятная доска.
Так что если пошукать, то мы можем еще кое-что показать любителям омской железнодорожной истории. И даже пощупать...
А история железнодорожного моста фактически уже отсчитала свои первые 120 лет. Мне кажется это большая дата для нашего 300-летнего города.