Click to view
В Копейске стартовал по существу судебный процесс по обвинению майора внутренней службы Механова Дениса Сергеевича в злоупотреблении должностными полномочиями, повлёкшими тяжкие последствия (ч.3 ст.285 УК РФ). Прелюдия, если кто забыл, такова: в ИК-6 г.Копейска, которая входит в систему ГУФСИН России по Челябинской области, начальником которой с 2010 года и был этот самый Механов Д.С., в конце ноября 2012г. произошла массовая мирная акция протеста заключённых, в результате которой всему миру был явлен порядок жестокого, бесчеловечного обращения с заключёнными этой колонии, сопровождавшийся
массовыми вымогательствами у них и их родственников астрономических денежных сумм и иных материальных средств. По этим фактам было возбуждено уголовное дело, которое в глубокой тайне расследовал Следственный комитет: на все обращения членов ОНК Челябинской области с просьбой рассказать о ходе следствия он хранил гордое молчание ровно год.
Через год из СК УрФО мне неожиданно позвонил руководитель следственной бригады, расследующей дело по ИК-6, и проинформировал, что в этот день закончено расследование по Механову и он передал дело с обвинительным заключением на утверждение прокурору. И что он рассчитывает на нашу поддержку. Я ответил, что поддержку мы можем оказать разве что информационную, но для этого нам нужно знать хотя бы информацию о том, кто проходит по делу, кому и какие предъявлены обвинения. В ответ я услышал то, что во многом прояснило ситуацию и с самим Механовым, и с расследованием по ИК-6, и с жизнью в России вообще. Оказалось, что следствие, не имея чётких «звонков» из верхов - в какую сторону двигаться (то ли «топить» Механова, сотрудников ИК-6 и вообще всю эту систему ФСИН, руководствуясь законом, то ли тормозить по полной, выгораживая преступников), приняло Соломоново решение: выделить дело Механова в отдельное производство, вменить ему с десяток «железных» эпизодов и быстренько отправить дело в суд - а там посмотреть, куда вывернется: осудят Механова - развернуться по полной: новые фигуранты, новые эпизоды (и статьи) тому же Механову и т.д. А не осудят (или осудят, но так, формально, не больно), так и тихонько дело прикрыть, переключившись на «дезорганизаторов»- осуждённых. Вот этот - «пробный» для следствия суд, и стартовал сегодня в Копейске. Первое заседание, правда, состоялось ещё в декабре, но обвинительное заключение было зачитано Механову только сегодня, 16 Мы (несколько членов Челябинской ОНК) присутствовали на этом заседании - выслушали обвинение Механову в части злоупотребления должностными полномочиями и, как нам кажется, всё поняли: нет в обвинительном заключении самого главного - ни фактов массовых избиений и пыток заключённых (а заявлений заключённых ИК-6 об этом - сотни!), ни фактов массовых вымогательств материальных средств (а об этом заявлений уже - тысячи) у заключённых и их родственников. Понятно: идея такой и была - вменим небольшую часть и посмотрим, что скажет суд. Но тогда зачем по каждому эпизоду вымогательства упорно указывать в обвинении, что деньги вымогались исключительно на нужды колонии, что Механов занимался этим лишь потому, что хотел произвести хорошее впечатление на начальство: вот, посмотрите, какие замечательные условия осуждённым я создал! И почему вменены эпизоды вымогательства пяти, трёх, а то и двух тысяч рублей, в то время как давно уже озвучены факты передачи СОТЕН ТЫСЯЧ рублей только отдельным родственником осуждённого - ??
Обвинение вменило Механову вымогательства по девяти эпизодам на общую сумму 322.202 рубля всего-то. По поступившим к нам жалобам осуждённых из ИК-6 можно предположить, что эта сумма меньше, чем собиралось в колонии в один день до обеда. На что рассчитывает следствие с таким обвинением? Или нужно понять, что таким смехотворным обвинение сделано намеренно? При таком характере обвинения не трудно представить линию защиты: перед нами новый Юрий Деточкин из Рязановского «Берегись автомобиля!» - майор так радел за вверенную ему колонию, так хотел улучшить быт осуждённых («А вы посмотрите, какие прекрасные общежития, какой клуб, какая церковь построены Механовым!» - будут восклицать адвокаты: аж три их у Механова на процессе.), что, «ложно понимая интересы службы», использовал и такие вот формы - обращался к помощи осуждённых и их родственников. Ему, мол, медаль за служебное рвение надо дать, а вы его судите.
И от этого грустно, потому что всевозможные уши, не имеющие ничего общего с законом, торчат отовсюду: из Следственного комитета, который не должен размышлять: «хорошо» надо расследовать дело или не очень, проводить «разведку боем» в виде пробного судебного процесса или нет, - он должен, как того требует закон, тщательным и объективным образом расследовать ВСЕ случаи нарушения закона должностными или иными лицами, ставшие ему известными, и ВСЕ их предъявлять обвиняемым. Торчат уши и из Прокуратуры, утверждающей обвинительное заключение, в котором мотивы преступления сформулированы штампованным и достаточно лукавым образом, в котором просто не указываются как именно и на что именно расходовались средства, полученные от родственников заключённых на подставные банковские карточки и никак не прослежен путь бухгалтерского учёта (или не учёта) этих средств, в котором вообще никак не приведены факты применения физических мер воздействия на осуждённых, хотя о том говорят не только осуждённые, признанные потерпевшими по этому делу, но и О какой справедливости, о каком правосудии можно говорить в этой ситуации?
Мне могут возразить те же следователи: и этих девяти эпизодов ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО, чтобы отмерить Механову реальных 10 лет общего режима, куда, мол, ещё? Пусть суд (власть) покажет, что в нашем расследовании есть смысл, тогда мы тому же Механову столько ещё предъявим и не только ему. А если суд (читай - власть) спустит Механову с рук, то, скажите, какой смысл нам горбатиться? Есть резон в возражениях следователей? Безусловно - равно как в известном посыле: моя хата с краю и что от меня, винтика, зависит?
Возражу: ребята дорогие, у вас был целый год следствия. При наличии ТЫСЯЧ фактов (нескольких тысяч имеющихся чеков на перевод денег в колонию) вымогательств денег вы ОБЯЗАНЫ были предъявить Механову 80-100 эпизодов, а не 9 и не 322 тысячи, а за десяток миллионов, поскольку только на заседании СПЧ 6 декабря 2012 года под видеозапись родственники называли суммы в 800.000 в год. Куда у вас эти факты делись? Почему потерпевших меньше десятка, когда заявлений с просьбой признать потерпевшими - несколько сотен? Куда все делись? Год - более чем достаточный срок, чтобы переработать этот объём.
Про прокуратуру уже и говорить смешно - что она, будто бы, призвана стоять на страже соблюдения прав граждан. Доказательств тому, что на страже, опять-таки, днём с огнём не сыскать. Потому перспективы справедливого (и даже законного) судебного решения по Механову сегодня выглядят весьма туманно. Конечно, если наверху, в силу им только известных причин (имидж перед Олимпиадой, закручивание гаек в отдельно взятом ГУФСИНе или отдельно взятой Челябинской области и т.д.) вдруг решат: ату его, то поедет, как миленький, Механов на те же 10 лет. А если не решат?
То-то и оно.
Мы же, побывав на процессе сегодняшнем, увидели, что потерпевшая сторона - совершенно одинока. И ещё у нас создалось впечатление, что сторона обвинения (прокуратура) является в этом процессе стороной обвинения формально - нам показалось, что она на стороне Механова. По этой причине мы считаем просто необходимым обеспечить потерпевших профессиональным представителем - Мы готовы частично оплатить работу адвоката потерпевших и рассмотрим предложения профессионалов, которые готовы взяться за это дело на стороне потерпевших.
Также мы обращаемся к правозащитному сообществу и вообще к любым институтам гражданского общества и бизнес-сообществу с предложением включиться в работу по недопущению превращения процесса над Механовым в очередной судебный фарс: кто что может - оплата адвокатов, предоставление самих адвокатов и т.п.
Обращаемся к СМИ: исключительно благодаря вашей поддержке в 2012 году удалось донести до людей правду о событиях в ИК-6 г.Копейска, которые Челябинский ГУФСИН пытался представить как противозаконный бунт «зэков отрицательной направленности». Включитесь в работу: и сейчас - она не менее важна, чем ваша работа в 2012 году.
Люди, если не мы - то больше никто! Вспомните плакат на ИК-6 в 2012-ом году: «Люди, помогите!»
Николай Щур,
руководитель Уральской правозащитной группы,
член ОНК Челябинской области
16 января 2014г.
16.35 мск
Видео снято Оксаной Труфановой, членом ОНК по Челябинской области
Яндекс-кошелек Оксаны Труфановой - 410011400313596,
Яндекс-кошелек "Русского вердикта" - 41001115143479
О переводах сообщайте в почту Оксаны Труфановой или в комментариях - Oksyarut@gmail.com
Все деньги буду израсходованы на целевые нужды по оплате адвокатов
и представителей для потерпевших по делу Механова
и обвиняемых по делу о массовых беспорядках в копейской колонии №6.
Отчеты будут предоставляться постоянно со скринами приходных ордеров