2016 book challenge #47

Dec 24, 2016 14:48

Книжный вызов-2016 #47
48. Книга с событиями в твою любимую эпоху

о поисках книги для этого пункта я уже писала ( Ириска в поисках лучших времен), задаваясь вопросами:
Любимая эпоха - это Времена о которых интересно читать в книжках? но в хороших книжках любые времена достаточно хороши (за исключением может быть войн или страшных катастроф - "Блажен, кто посетил сей мир/ В его минуты роковые" спорит с китайским проклятием "Чтоб тебе жить в эпоху перемен")
В общем все сложно. Более привлекательной выглядит трактовка "любимой эпохи" как Времени, в котором хотелось бы жить. И тут уже естественным путем отпадают времена плащей, шпаг и чайных клиперов под полными парусами - по причине отсутствия теплых клозетов и женской эмансипации.
И самым очевидным сам собой становится Полдень, XXII век, мир вечного понедельника, в котором хочется работать, возвращаясь вечерами... в Ехо - мир, полный пленительного очарования дольчефарниенте. С Ехо вопроса нет - "Я иду искать", но это уже в будущем году (в Фантастическом Челлендже 2017 -42!)
Поэтому подумала Ириска, подумала...

Мир Стругацких. Полдень и Полночь
Что произошло у рифа Октопус? Откуда взялся на Марсе канал имени Москвы? Чем закончилась история тринадцати подкидышей, которых так опасался Рудольф Сикорски? Что связывает катастрофу на Далекой Радуге и таинственную планету Пандора? Аркадий и Борис Стругацкие, Олег Дивов, Роман Злотников, Евгений Лукин и другие в сборнике, посвященном миру далекого будущего, легендарного «Полдня, XXII века»! Произведения братьев Стругацких, включенные в сборник, публикуются впервые!

Увы! Сказать, что сборник не стоит своих букв - это вообще ничего не сказать! я больше месяца откладывала пост, надеясь, что остыну достаточно, чтобы избежать ненормативной лексики (которую Ириска-чистоплюйка и сама никогда не применяет, и даже давала себе зарок - встретив эту лексику в книге или кино, немедленно книгу закрыть, а кино выключить).
Хотя я старалась подбирать книги для челленджа так, чтобы и самой было интересно и м.б. кого-то еще заинтересовать, но все равно попадались книги слабые, книги плохие и даже очень (о чем я честно предупреждала потенциальных читателей), но ни одна из них не была так дурна.
Первое увы - Произведения братьев Стругацких, включенные в сборник и впервые опубликованные - это небольшой рассказ "Погружение у рифа Октопус" невключенный самими АБС в канонический "Полдень, XXII век" и их же небольшая обзорная статья о зарубежной фантастике ХХ века, представляющие интерес лишь для самых упертых АБСфанатов, прощающих своим кумирам все, включая их школьные сочинения. Для Ириски, любящей АБС как нежно и трепетно, так и требовательно, напрашивается единственное объяснение - намеренное снижение планки, чтобы уровень подражателей не выглядел столь убого.
Второе увы - "Подлинная история канала имени Москвы" Олега Дивова, идущая паровозом сборника. Да, было время, когда я прощала Олегу Дивову даже ненормативную лексику (у каждого правила должны быть исключения!), но читая это (все эти едрены перфокарты и т.д.), чувствовала себя постоянно грязно оплеванной - вроде бы тебя прямо не оскорбляют, но подразумевают, а от этого еще более гадко. Хотя есть и милота - образ маленького храброго погрузчика получился трогательно убедительным, а основной месседж (!), что и на Марсе будут яблони цвести русский человек будет работать, несмотря ни на что, Ириске- бывшему трудоголику и энтузиасту близок и приятен.
Увы третье - присутствие нескольких хороших имен, непонятно зачем сюда попавших. Евгений Лукин написал занятную историю про немного перестаравшегося черта, зачем-то разбавив ее антуражем "Интерпресскона" и перешагивающим через его участников Бориса Стругацкого. Зачем? нужно было в сборнике еще одно известное имя, вот и дописал эти совсем необязательные строчки?
Самое гадкое составители приберегли на сладкое - длинную повесть Алекса Громова и Ольги Шатохиной "Наследие отцов", какую-то невыразимо пошлую историю поструматовского Арканара. Злобная Ириска удивляется, а что этих козлов прогрессоров перез заброской на объект не кастрируют снабжают противозачаточными имплантами?.
Увы ... и т.д. - Граждане-господа-друзья мои писатели! Когда вы пишете прозу хм... реалистическую, вы имете окружающий мир, данный вам в ощущениях как данность, помещая туда своих героев и придумывая их в этом мире приключения (неважно, тела или духа). Что же помешало на этот раз? Мир Полудня тоже уже существует, населен и хорошо обжит. Почему бы не воспользоваться столь заманчивым антуражем Мира, в котором хочется жить и работать, где космические корабли бороздят просторы и решены все проблемы дураков и дорог (Великой теорией и практикой воспитания и Нуль-транспортировкой)? поместить туда своих героев, нагрузить их проблемами этого мира (и да, придумать проблемы, для этого мира органичные), вообразить самые большие неприятности, которые могут с вашими героями в этом ласковом мире случиться и посмотреть, как они будут выпутываться? Зачем подбирать чужие объедки, додумывая чужие истории? (за что я еще, кроме всего прочего, люблю АБС, так это за неопределенность финалов, когда авторы оставляют меня наедине с миром их воображения).
Почему же обычно весьма снисходительная Ириска так к этому сборнику строга? А потому! Когда я говорю о своем Литературном Мироздании, стоящем на трех китах из Джейн Остен, Лоис МакМастер Буджолд и Макса Фрая, я все же имею в виду и основу всего ЛМ - Большую Черепаху АБС!
Все. Ириска устала ругаться (и боюсь, что вы ее читать!)
Самое лучшее, что есть в этом сборнике - небольшая повесть Елены Клещенко "Еще восемь веков", которую я читала и раньше (автор lenka_iz_hij щедро поделилась с нами в своем ЖЖ) а сейчас обрадовалась, как хорошему другу (попавшему в плохую компанию ;о). Елена Клещенко делает именно то, что надо - используя антураж Мира Полудня, задает героям этическую проблему (а, поскольку автор биолог, то проблема еще и биологическая) и смотрит, что получится (с)... а что получится, мы узнаем через восемь веков... совсем скоро.


2016 book challenge

Previous post Next post
Up