Тень Караваджо и Заверните мне норку

Nov 14, 2024 18:20

чем заняться киноману, пережившему Хэллоуин?
начать новую жизнь с новой КиноРулеткой №27. Всякая всячина - 3 от dart-maus



Инквизитору предстоит решить судьбу великого художника-провокатора. Байопик с Луи Гаррелем и Изабель Юппер
Тень Караваджо / L'ombra di Caravaggio (2022)
- итальянская биографическая драма об итальянском художнике Караваджо. Режиссер фильма Микеле Плачидо, который также написал сценарий в соавторстве с Сандро Петраглией и Фиделем Синьориле. Главную роль исполнил Риккардо Скамарчо.
Обвиненный в убийстве соперника и приговоренный к смертной казни Караваджо бежит из Рима в Неаполь. Когда до папы Павла V доходит слух, что талантливый художник бросает вызов церкви, используя в качестве моделей для написания библейских сюжетов нищих, проституток и воров, тот обращается к секретной службе Ватикана. В Неаполь с расследованием направляется Тень, тайный посланник, в чьих руках теперь находится судьба скандального гения.
В ролях: Риккардо Скамарчо, Микаэла Рамаццотти, Луи Гаррель, Изабель Юппер, Микеле Плачидо, Виничио Маркиони, Лолита Шамма, Алессандро Абер, Мони Овадия, Лоренцо Лавиа



«Тень Караваджо» - приключенческий триллер о темной стороне жизни гениального художника и вечного беглеца.
Обвиненный в убийстве соперника на дуэли и приговоренный к смертной казни Микеланджело Меризи, известный как Караваджо (Риккардо Скамарчо), бежит из Рима в Неаполь и шлет оттуда Папе Павлу V прошение о помиловании, ожидая возможности вернуться. Прослышав о том, что художник использует в качестве моделей для написания библейских сюжетов нищих, проституток и воров, что, по мнению служителей культа, оскорбляет Бога, его святейшество обращается к секретной службе Ватикана и поручает одному из ее агентов (Луи Гаррель) изучить эти слухи и составить подробное досье о богохульнике. Тайный посланник подходит к делу решительно и начинает допрашивать друзей, врагов, покровителей Караваджо, записывать его высказывания, и, разумеется, попутно изучает искусство мастера. Все это необходимо, чтобы Римская Церковь могла дать официальную оценку творчества дерзкого автора...



такой нехитрый художественный прием позволяет проследить творческий путь мастера - истоки и развитие его живописного таланта. Не очень понятно почему (но так теперь принято снимать байопики?) путь мастера порезан на кусочки и художественно перемешан флешбеками (Повествование выстроено динамично и нелинейно, напоминая внезапно «Гражданина Кейна», где каждая сцена представляет собой свидетельство о Караваджо того или иного героя (с)).
Не очень понятно также почему изображение в библейских сюжетах бродяг и проституток не устроило верхушку католической церкви. Если мне не изменяет память), нищие, бродяги и проститутки - тот социальный слой среди которого и проповедовал Спаситель. Но, похоже "оскорбление чувств верующих" не вчера (и не у нас) родилось, верующие и в Средние века нехило так оскорблялись (что не мешало им, включая кардинала Дель Монте (Микеле Плачидо), иметь картины скандального живописца в своих частных коллекциях).
Параллельно изысканиям Тени и поисков компромата, в высоких церковных кабинетах идут неумолкающие дебаты о том, имеет ли право творить человек, чья жизнь полна греха, а искусство соблазняет и сеет сомнения. Святые отцы демонстрируют хорошее образование, толкуя все заложенные в картинах смыслы не хуже самого автора и справедливо приходят к выводу, что «Церковь еще не готова для его искусства».


По словам самого Микеле Плачидо, он рассказывает историю Караваджо, как если бы тот был современной рок-звездой, стремящейся к тому, чтобы в искусстве отражать правду жизни - человеческую боль и отчаяние. Гениальность его граничит с безрассудством, страсти переполняют сердце, одновременно возвышая его как творца и делая уязвимым, неспособным противостоять простым человеческим слабостям. Но более всего режиссера восхищает, что Караваджо в своих картинах сумел превратить реальных жителей Рима, мужчин и женщин, в святых и мадонн, которых до сих пор почитают в церквях.

По мнению умных кинокритиков режиссер Микеле Плачидо и оператор Микеле Д’Аттанасио создали в фильме множество сцен и образов, которые явно вдохновлены работами Караваджо. Подобно тому, как художник использовал свет и тень для создания техники кьяроскуро, которая придает фигурам скульптурную рельефность, фильм использует ту же технику для придания большей интенсивности и драматизма показанному. В этом свете фильм, очень близок к стилю художника, о котором он повествует. Благодаря игре света и тени, напоминающей картины Караваджо, Плачидо строит свой фильм в почти экспрессионистской манере, выявляя душу своих персонажей.

Гений и злодейство: рецензия на биографическую драму «Тень Караваджо» Заурядная костюмная драма о творце эпохи барокко и противоречивостях таланта.



По скромному Ирисковому ИМХО фильм получился действительно красочным и стильным в стиле Караваджо (хотя и погрешившим против исторической правды модельными прическами и голливудскими зубами простых средневековых итальянцев, но теперь все так снимают).
При этом темным, мрачным, длинным и унылым, не очень достоверным, зато толерантным (сценарий выстроен на перверсиях Караваджо, но следует сказать, что содомия Караваджо - это не факт, но предмет научных дискуссий, а максимально вероятной причиной смерти Караваджо послужило не инспирированное церковью убийство, а банальный (золотистый?) стафилококк)
А еще тенденциозным, выставляющим Ватикан в весьма неприглядном свете и тем напомнивший старые советские фильмы про гонения церкви на ученых и деятелей искусств (Луи Гаррель в роли "Тени" прямо гестаповец или злой кгбэшник)
В те старые-добрые времена (тм) мы все понимали, проводя нужные параллели с известными событиями, но зачем все это понадобилось итальянцу Микеле Плачидо? или его каким-то образом припек Ватикан (недавно официально извинившимся за инквизицию)?

Довольна ли Ириска этим случайным выбором?
скорее да, потому что получила новый опыт, но без "Тени Караваджо" была бы немного счастливее...

Луи Гаррель - "Тень" Шаттен


Изабель Юппер - маркиза Костанца Сфорца Колонна


Микеле Плачидо - кардинал Франческо Дель Монте


Источники вдохновения






"Смерть Марии" (кадр из фильма)


"Смерть Марии" - та самая самая скандальная картина Караваджо.


Картина была заказана Караваджо для алтаря кармелитской церкви Санта Мария делла Скала в районе Трастевере. Результат работы превзошел все ожидания - пошли слухи, что Караваджо использовал в качестве натурщицы то ли свою любовницу, то ли проститутку, да и поза усопшей была сочтена неподобающей. Так или иначе, приход отказался принять работу (заменив ее картиной Карло Сарачени, одного из последователей Караваджо). По рекомендации Рубенса, увидевшего в "Смерти Марии" одну из лучших работ Караваджо, ее приобрел герцог Мантуи Винченцо Гонзага. В настоящее время картина хранится в Лувре (отсюда).











Заверните мне норку / Make Mine Mink
- британский комедийный фарс 1960 года, снятый Робертом Эшером с участием Терри-Томаса, Эфины Сейлер, Хэтти Жак и Билли Уайтлоу. Фильм основан на пьесе Питера Кока «Дыхание весны» 1958 года.

Группа неудачников под руководством стареющего майора Альберта Рейна решает ограбить меховой салон. И пока участники преступления находят в этих приключениях новый смысл жизни, невольной участницей событий оказывается экономка хозяйки квартиры, недавно вернувшаяся из мест заключения.
Аннотация Кинопоиска не совсем верна - дело было так...
Группа жильцов пансиона пожилой филантропки леди Беатрис (Эфина Сейлер) - майор Рейн (Терри-Томас), Нанетт «Нэн» (Хэтти Жак) и «Пинки» Пинкертон (Элспет Даксбери), скучают от своей однообразной, ограниченной жизни. Однажды...
Лили (Билли Уайтлоу), красивая молодая экономка леди Беатрис, девушка с криминальным прошлым, поддавшись искушению, утаскивает с соседнего балкона выброшенную владельцем норковую шубку и дарит ее хозяйке. Чтобы скрыть кражу, компания постояльцев пансиона проворачивает операцию тайного возвращения шубки. Все четверо настолько воодушевлены своей авантюрой, что решают украсть еще больше мехов, полагая, что хитросплетения краж окажутся не более сложными, чем возвращение меха, а все доходы от их подвигов будут пожертвованы на благотворительность в детские дома.

Милейшая чисто британская комедия положений и характеров! Чудесная история о том, как общее дело сплотило жильцов, полная забавных ситуаций и смешных диалогов (спасибо хорошей профозвучке!) эксцентричных персонажей, обыгрывающая нюансы и штампы британской криминальной комедии.
Спасибо dart-maus за наводку, и за норку, любезно завернутую для кинорулетки - она порадовала (почти несчастную после "Тени Караваджо") Ириску и сделала ее немного счастливее...










кинорулетка

Previous post Next post
Up