Развод Надера и Симин

May 14, 2019 23:57

Классическая Тематическая кинорулетка №27.
Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Премия вручается с 1948 года, но в рулетке участвуют фильмы с 1957 года, когда номинация стала конкурентной (т.е. когда появился выбор среди претендентов). В список для кинорулетки вошли только победители премии, список тут, подробности рулетки у altereos, нашего вдохновителя и организатора - Классическая Тематическая кинорулетка №27.

Ириске-киноманке, уже оставившей заблуждение, что видела все кино мира, однако немного опасавшейся, что достанется Рома, которую смотреть не собиралась, с первого захода выпал несмотренный




Развод Надера и Симин /Jodaeiye Nader az Simin
- художественный фильм иранского режиссера Асгара Фархади, вышедший на экраны в 2011 году. Фильм стал главным триумфатором 61-го Берлинского МКФ. Помимо премии «Золотой медведь» за лучший фильм фестиваля, он стал лауреатом премии «Серебряный медведь» за лучшую мужскую и женскую роли, а также премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
В ролях: Пейман Моади, Лейла Хатами, Саре Байат, Шахаб Хоссейни, Сарина Фархади, Мерила Зареи, Али-Асгар Шахбази, Бабак Карими, Кимиа Хуссейни, Ширин Язданбакхш
Супруги Надер и Симин решили уехать из Ирана в поисках лучшей жизни. Но в один момент Надер все-таки решает остаться рядом со своим отцом, страдающим болезнью Альцгеймера. Симин подает на развод в надежде уехать с их 11-летней дочерью, но судебное решение оказывается не в ее пользу. Дочь, тем временем, надеется, что мама одумается и вернется.

Ну вот, Ириска боялась, а все совсем не так страшно.
Кино оказалось совсем не фестивальным артхаусом или социальной чернухой с претензиями на фестивальные награды, а просто хорошим кино про жизнь. Такие фильмы снимали у нас в 70-е, когда жизнь стала потихоньку налаживаться и даже в застойной атмосфере безвременья (теперь это называется "у нас была великая эпоха") люди проживали свои радости и печали. Что-то похожее происходит и в Иране времен исламского фундаментализма (или все же пост-фундаментализма?) - та же личная, частная жизнь. Идеалогия может быть и есть, но где-то наверху, общество кажется вполне светским, по крайней мере (как показалось Ириске-феминистке) женщины не производят впечатление сильно угнетенных - Симин работает, водит машину, дочка учится в школе, а при разводе родителей в суде ее спрашивают, с кем бы она хотела остаться.
Проблемы моральные и психологические - Симин просто устала от жизни (может быть ей надоело и дома ходить в хиджабе), от быта (поскольку одна тянет на себе весь дом, не случайно после ее ухода Надир с дочерью даже не умеют включить холодильник стиральную машину) от мужа (от которого не получает эмоциональной поддержки) и его отца с Альцгеймером, поэтому ей кажется, что эмиграция - выход из ее проблем. Надир же не может уехать, бросив беспомощного отца (и я его тоже очень хорошо понимаю), а дочка хочет, чтобы все было по-прежнему - папа, мама, дедушка, старый милый дом. И все бы (может быть), благополучно разрешилось - Симин бы пожила у родителей, отдохнула и успокоилась, Надир бы понял, что в одиночку ему дочку не вырастить и просто не выжить, как-нибудь бы Симин уговорил и жизнь бы потихоньку наладилась. Однако вмешался злой рок в лице спешно нанятой домработницы-сиделки, взявшейся за эту работу, чтобы помочь своему безработному мужу... и жизнь перестает быть томной. Сиделка оказалась во-первых религиозной, во-вторых беременной и не очень добросовестной - привязав старика за руку к кровати, она ушла по своим делам, старик упал и сильно ушибся. Надир, сильно разозлившись (да еще заметив, что в доме пропали деньги) выгоняет сиделку, которая по пути где-то падает и теряет ребенка. Безработный сиделкин муж подает на Надира в суд, требуя компенсации за ущерб (по их законам при сроке беременности больше четырех месяцев эмбрион уже считается человеком) и Надиру грозит тюремный срок до трех лет за убийство. Надир утверждает, что во-первых о беременности не знал, во-вторых сиделку не толкал, а в третьих - она сама первая начала, уйдя из дома, оставив его отца привязанным, и подает встречный иск... Такие дела.
Фильм, несмотря на накал страстей, на удивление сдержанный, душу рвет спокойненько так, без истерического надрыва, свойственного российскому постперестроечному кино. Особенных режиссерских и операторских изысков не заметила, старый добрый классический стиль, форма не затмевает содержание, не оставляя зрителя в недоумении - а что сказать-то хотели? Актерские работы прекрасные, достойные своих Серебряных медведей, Симин красивая, но девочка показалась значительно старше 11-ти лет, выглядит, на мой взгляд, на все 20.
Финал открытый [спойлер]- с сиделкиным мужем как-то обошлось, сиделка из-за своей религиозности побоялась неправедных денег, Надир и Симин снова разводятся и судья снова спрашивает у дочки, с кем из родителей она хочет остаться..., фильм очень хороший.
Если бы не рулетка, смотреть бы и в голову не пришло, а так - Ириска не то, чтобы в восхищении, но очень довольна.

















ЗЫ: Номинантами на Оскар в 2011 году были: Бельгийская "Бычара", израильское "Примечание", канадский "Господин Лазар" и польский "В темноте". ни один фильм не видела, поэтому с решением американской Киноакадемии не спорю, может быть они действительно выбрали лучшее (а не как с "Москва слезам не верит", ставшей компромиссом в выборе между Куросавой и Бонюэлем ;о)

кинорулетка

Previous post Next post
Up