Великая княжна Мария Павловна: побег от шведского принца, война, революция и снова побег

Jan 12, 2021 12:28


Рассказ о детстве Марии Павловны и ее жизни в доме «князя Ходынского» здесь.

Итак, Мария пышно вышла замуж за принца Вильгельма, и молодые отправились в Швецию. Ей нравилось быть в центре внимания, и, чтобы впечатлить новых подданных, она даже приобрела желто-голубое боа цвета шведского флага.






Родственники тоже приняли ее хорошо. Да и Мария сама старалась, изучала традиции. С принцем они зажили как золотая молодежь - вечеринки, автомобили, карнавалы.



Вильгельм с ушками и Мария в национальном костюме


Молодёжь - куда уж золотее?!
И чего, как говорится, не хватало? Мария не пишет, что именно произошло в их отношениях, но говорит о холодности. К тому же она очень скучала по России. В Швеции она ощущала себя неприкаянной, одинокой, зажатой во всевозможные рамки. Радовалась, когда к ней в гости приезжал брат и они плавали на яхте. Отец Вильгельма, король Швеции, чтобы укрепить нескладывающие отношения, отправил молодых в путешествие на Сиам, где их ждал роскошный прием и экзотические развлечения. А еще у них родился сын - Леннарт.



Мария с сыном, бабушкой и прабабушкой. Кажется, в руках у нее - портрет тети Эллы.
С этого момента Мария стала очень напоминать мне Агату Кристи, по характеру, авантюрности, даже по отношению к ребенку. Когда-то Агата оставила маленькую дочь и отправилась с мужем в кругосветное путешествие, а Мария пошла еще дальше. Свободолюбие было ее определяющей чертой. Она сделала то, на что большинство женщин не решились бы - пошла на скандал и развелась с принцем, зная, что сына ей не отдадут. Так же, как и ее отец, который когда-то был разлучен со своими детьми на 10 лет, она не видела сына практически всё его детство.

Мария вернулась в Россию к началу Первой мировой войны. Сразу же прошла курсы медсестер и отправилась на фронт. И тут снова параллель с Агатой Кристи, которая тоже работала медсестрой во время Первой мировой. Поражает переход этих девушек из высшего общества к тяжелой, грязной, психологически и физически многими непереносимой работе. Сразу чувствуется - характер.



Мария Павловна и Агата Кристи во время Первой мировой войны
Поначалу было воодушевление, патриотический настрой, но война всё не кончалась, раненые прибывали, приходилось отступать. Мария переместилась в госпиталь в Пскове. Туда шел бесконечный поток раненых, к тому же нарастали революционные настроения. И тем не менее она ощущала себя нужной, значимой. Три года Мария жила в Пскове. Дружила с местным доктором и священником-инвалидом, вела с ними долгие беседы.

Потом узнала, что ее брат Дмитрий, вместе с князем Юсуповым, убил Распутина. Они были арестованы, но почти не наказаны. Дмитрия отправили на военную службу в Персию, что спасло ему в итоге жизнь. Мария много думала о происходящем. С одной стороны, Распутин действительно всех достал своим влиянием на царя через императрицу, с другой - она понимала отчаяние матери, которая верила, что только старец может спасти ее единственного сына от смерти. К сожалению, смерть Распутина не могла уже ничего изменить и предотвратить.
Отец же Марии, князь Павел Александрович, вернулся с женой, которая уже получила титул княгини, в Россию. С ними приехали дети - сын Владимир и две младших дочери.


Павел Александрович с женой, княгиней Палей, сыном Владимиром и дочерьми Ириной и Натальей
В сентябре 1917 года Мария снова вышла замуж - за сына царедворца Путятина, и забеременела. Им хотелось жить как будто вопреки происходящему вокруг ужасу и хаосу. Представителей царской семьи стали задерживать, лишать имущества, сажать в тюрьму, расстреливать.

По личному распоряжению Дзержинского была задержана тетя Элла: Елизовету Фёдоровну забрали из Марфо-Мариинской обители и вместе с некоторыми другими Романовыми отправили в Екатеринбург, а затем в Алапаевск. Среди арестованных также был сын Павла Александровича Владимир, тот, которого тетя Элла когда-то не хотела принимать как ребенка нецарских кровей. В пути они подружились и много беседовали, писали письма родным.

У Марии родился сын, которого они крестили через 10 дней.
"Откуда нам было знать, что в тот же самый день, почти в тот же самый час, за сотни и сотни километров от нас в маленьком сибирском городке Володя, тетя Элла и их товарищи по ссылке заканчивали свое земное существование в страшных муках? В тот день большевики бросили их в старую заброшенную шахту, выстрелили сверху и забросали камнями. Некоторые погибли сразу; другие жили еще несколько дней и умерли частично от ран, частично от голода".

Тяжело читать такое. А как такое пережить? Мария с мужем решили бежать из России, хотя было уже почти поздно. Оставив младенца княгине Палей, они практически незаконно, на поездах, двинулись в сторону границы. Это был очень опасный путь, но им повезло, из Украины они смогли вырваться за границу. Последние люди, которых она видела, были участники белого движения, которые отдали ей честь, оставшись на перроне. А она, стоя на задней площадке поезда, махала им рукой, кричала добрые пожелания и плакала, пока они не слились в одно серое пятно. Это напомнило мне последние кадры «Рабы любви».



Больше в Россию Мария не вернулась. Продолжение по ссылке:
https://irinatrubacheva.livejournal.com/612792.html
Начало здесь.

исторические личности, КНИГИ, дневники и мемуары

Previous post Next post
Up