Быть дочерью Льва Толстого

Nov 02, 2016 16:21

Я в прошлом своем посте о книгах написала, что читаю дневники Татьяны Толстой, старшей дочери Льва Толстого, но тогда я была только в начале пути, а теперь дочитала их и хочется сказать что-то еще. Примерно половину дневников я прочитала довольно спокойно, а потом, видимо, количество перешло в качество, и я Татьяну полюбила.

Вообще все дочери Толстого не были красавицами, а Таня к тому же больше других была похожа на отца (только бороды не хватает - как заметила Катя kisunika, а мне пришло на ум сравнение с солдатами Урфина Джюса, у меня сейчас деформация на сказках Волкова)) Злые мы, да, и конечно же, обе писанные красавицы).
Здесь на фото слева направо: Саша, Таня (о которой я пишу), затем их мать Софья Андреевна и сестра Маша.

Но когда тебя пишет Репин, ты выглядишь так)


На самом деле, портрет очень похож. К тому же в жизни Тани был период, когда она имела большой успех в обществе, модно и дорого одевалась, посещала салоны и вскружила голову немалому количеству мужчин (кое-кто даже самоубийством угрожал). К тому же она была самой жизнерадостной из сестер, и, скорее всего, вообще из всех детей Толстого. Она в своей семье была главный миротворец и умягчитель злых сердец.


Детство Тани было очень счастливым. Она провела его в Ясной Поляне с еще относительно молодыми мама и папа, среди братьев, сестер и многочисленных родственников и знакомых. На природе. В чистых удовольствиях. Попутно и легко обучаясь языкам, игре на разных инструментах, пению, рисованию, и читая "Войну и мир" в непосредственной близости от великого Льва Толстого. На фото Татьяна в профиль.


"Встаю я часов в 10, пью с тетенькой кофе, потом до купанья сеанс. До обеда купаемся, после обеда крокет, вечером танцы, пенье хором, игры в карты, а когда девочки уйдут спать, разговоры с большими, которые тоже не хочется пропустить". Через пару дней: "Мы купались очень много (я теперь умею и на глубину прыгать, и на спине лежать до бесконечности, и под водой плыть, только ногами наружу бултыхать), ходили за грибами, по ночам болтали".
Мне вот это - "и на спине лежать до бесконечности" - так ясно представляется!

Потом Таня подросла и стала выезжать в свет. Папиных денег не жалела. Например, была запись про полторы тысячи рублей на наряды, по-моему, это какие-то бешеные деньги по тем временам, типа полутора нынешних миллионов. Не удивительно, что папа это стало не нравиться, ведь он сам приходил к совершенно противоположным идеям - что надо жить как можно проще, быть ближе к земле, пахать и сеять, а в идеале - все раздать бедным. К тому же его самого все чаще попрекали - мол, пишете в своих книгах об одном, а живете по-другому, как барин, а дети ваши так вообще развлекаются.


В Татьяне начинает назревать внутренний конфликт. Она и понимает отца, и хочет быть для него хорошей, и не может не думать о светских приемах и новых нарядах. Ну о чем еще мечтать девушке в 20 лет? Но она не просто девушка с деньгами, а дочь Льва Толстого, и она не могла не попасть под его влияние. Все чаще Таня ощущает себя плохой, недостойной, кем-то вроде алкоголика, который срывается и не может жить чистой и праведной жизнью. А чистая жизнь - это рано вставать, честно трудиться (например, переписывая черновики отца или отвечая за него на письма), служить людям и ограничивать себя во всем.

А тут и второй конфликт подоспел - отношения с мужчинами. Ей хочется кокетничать и флиртовать, и она это делает не без успеха, но практически тут же ей становится невыносимо стыдно, о чем она и пишет в дневнике. А потом показывает дневник папа. Вот что меня очень удивило - мало того что они там все писали дневники - они их еще постоянно давали друг другу читать. Так, например, Татьяна в какой-то момент очень сильно увлеклась женатым мужчиной, и тот увлекся ею, но они изо всех сил убеждали друг друга в том, что это только дружба, о чем постоянно писали в своих дневниках, а потом обменивались этими дневниками и читали записи друг у друга. А потом "сдавали дневники на проверку" Льву Толстому, и тот выносил вердикт - "влюбление" это или нет. Ну и папа все правильно рассудил - влюбление стопроцентное, и, как тиран-деспот, запретил им встречаться. Татьяна очень страдала, но не винила отца ни в чем, мало того, написала в дневнике, что "надо с молодостью и желанием любви попрочнее расставаться и все силы употребить, чтобы с корнем все это выскрести из себя".

А годы летят, уж от 30-ти все дальше, и Татьяна совершенно искренне решает, что надо ей остаться старой девой, что так будет лучше для всех, и в первую очередь - для себя самой. Хотя она буквально с детства заточена на семью и детей, но вот стала себя ломать и убеждать в обратном. Тут очень хочется поругать Льва Толстого, ведь он всем своим дочерям мозги запудрил (сыновьям почему-то не получилось) этой чистой девственной жизнью. Все они соревновались друг с другом за любовь папа, каждая хотела быть к нему ближе, и в итоге одна из них так и не создала семью. Что и требовалось доказать. Но я ругать его не буду. Все-таки мне кажется, что, несмотря на сильнейшее моральное давление отца, у каждой из них была возможность вырваться, что Татьяна и сделала, буквально впрыгнув в последний вагон поезда.

После своей долгой и тягостной истории с любовью-дружбой к женатому, после того как она решила, что больше никогда, Татьяна снова влюбляется, в 36 лет, и снова в женатого. И старше ее на 14 лет, да еще и с шестью детьми (хотя в те времена шестью детьми никого не удивишь). Т.е. снова на те же грабли. И папа, конечно же, снова против, да она и сама в шоке. И все говорят - он старый, он тебя не достоин! А ей 36 лет. И она очень сильно любит его, даже не прикрываясь дружбой.
Но не было бы счастья да несчастье помогло. У этого мужчины умирает жена. И Татьяна, после мильона терзаний, записывает в дневник телеграфным стилем, что она приняла твердое решение выйти замуж. А в следующий раз пишет уже через 7 месяцев после свадьбы.


Если до свадьбы она называет этого мужчину только по фамилии - Сухотин, то после - только по имени - Миша.
Как же она полюбила этого Мишу! А он ее. Какое это было самое настоящее семейное счастье, длившееся 15 лет, до его смерти. Какие у них были нежные, трогательные, обожательные отношения. Она полюбила его детей, проводила с ними много времени и даже обучала по системе Монтессори.

Но сколько ей трагедий пришлось пережить прежде чем самой стать мамой! Она потеряла шесть детей. Родила их мертвыми, практически донашивая, 7-8-ми месячных. Как-то была даже двойня - мальчики. Сейчас бы их наверняка выходили, но тогда... Ужасно. Вообще не представляю, как такое можно вынести. Наверное, тогда женщины утешались тем, что вокруг сплошь и рядом было такое - бог дал, бог взял.

И вот наконец - живой ребенок. Назвали Таней, так захотел ее отец, Лев Толстой, так ему привиделось во сне.


Она надышаться на нее не могла. И выростила, и выходила довольно слабенькую по здоровью Таню, и все у них было хорошо.

Когда умер ее муж, а затем отец, и случилась революция, и началось чери что, она переехала в Ясную Поляну, чтобы защищать наследие отца. Повезло, что красноармейцам Лев Толстой тоже нравился, хоть они и пытались заселить полк солдат в комнаты и водрузить красный флаг на дом. Потом умерла мать. Несколько лет в дневнике пропущено. И продолжение следует уже во Франции, в Париже, куда Татьяна переехала с дочерью. Жили они очень стесненно, но Татьяна не унывала - вязала, шила на продажу. Писала воспоминания об отце, читала лекции (часто бесплатно, ей так больше нравилось). Дочь работала, потом встретила хорошего мужчину - итальянца, и вышла замуж. Татьяна хорошо ладила с новыми родственниками дочери, но предпочитала жить отдельно и не мешать. Тосковала по Ясной Поляне, в которую никогда больше не сможет вернуться.

Еще в середине дневника, в юности, она записала:
"Прежде я думала, что надо что-то необыкновенное предпринять: все раздать, пойти жить непременно в избу, никогда не дотронуться до копейки денег. А теперь я вижу, что этого совсем не нужно, а надо видеть, что хорошо и что дурно, и жить там, где меня судьба поставила, как можно лучше и как можно менее огорчая других и как можно больше делая для них". Так все и сложилось.

Уже после дневников я посмотрела фильм о ней. Именно после дневников он особенно хорошо ложится в голову, к тому же в нем много фотографий и кинохроники.

image Click to view

исторические личности, КНИГИ, дневники и мемуары

Previous post Next post
Up