В одном из неснятых фильмов Федерико Феллини
Лежат снега Килиманджаро...
(Би-2&Сплин)Ну вот мы и посмотрели фильм Федерико Фелини "Восемь с половиной", от начала до конца. Когда-нибудь надо было это сделать. Сколько раз я видела отрывки, включала в середине или в конце фильма, видела этих музыкантов и танцующих людей, Марчелло Мастрояни и каких-то красивых странных женщин, и теперь все это, наконец, соединилось в единое целое.
Последним толчком стало интервью с режиссером Владимиром Меньшовым, который сказал, что это его любимый фильм, что по отношению именно к этому фильму он всегда мерил людей: если фильм человеку нравился - наш человек, сработаемся! если нет - отношения не складывались. А еще он сказал, что фильм "8 1/2" , увиденный в 18 лет (а именно во столько он посмотрел его в 60-х годах в кинотеатре), занимает в его памяти примерно такое же место, которое занимает первый поцелуй и первая близость. И мне кажется, я понимаю, почему так случилось. Представляете, СССР, 60-е годы. 18-летний мальчишка, студент актерского факультета, у которого все внутри бурлит от гормонов, надежд и грандиозных планов, идет в кинотеатр и видит не "Королеву бензоколонки", не "Три плюс два" и не "Кавказскую пленницу", а ЭТО...
Такое откровение. Красивые женщины со стрелками на глазах и в совершенно несоветских дорогих нарядах (в нашем кино только Светличная едва ли дотянулась до них), красивый мужчина Марчелло Мастрояни в темных очках и с грустинкой-хитринкой в глазах в роли режиссера, потерявшего вдохновение и запутавшегося в связях, и вроде бы не разврат, но какая-то тонкая порочность. И вся эта перепутанность его сознания: детских воспоминаний, мечтаний, замыслов, желаний, которая возникает безо всяких переходов, без какого-либо предупреждени а-ля "вот герой задумался и сейчас будет вспоминать". А какая красота черно-белого кадра. И музыка. А как он там из всех своих женщин мысленный гарем создал и плеткой махал, а одну выслал на другой этаж, на пенсию. А какая там толстушка танцующая из его детских воспоминаний, запоминающаяся. И эти терзания, которые есть в душе у каждого творца.
Такое было ВПЕРВЫЕ. Вот в чем суть гениальности данного фильма и данного режиссера. Впервые на экране был показан творческий процесс изнутри. И все это облечено в такую запоминающуюся, уникальную форму. А потом разлетелось на бесконечные цитаты по фильмам во всем мире. Например, в "Бассейне" Франсуа Озона, мне кажется, есть перекличка с Феллини. А из российских режиссеров сразу вспомнилась "Формула любви" Марка Захарова, а именно - музыка из этого фильма и танцующие люди, какие-то "скоморохи", которые там появляются, они перекликаются с музыкантами в финале "8 1/2". Ну, мне так показалось.
Да и сам Владимир Меньшов признает, что пытался создавать сцены в духе Феллини, в частности в "Зависти богов". А еще он сказал в интервью, что когда молодые режиссеры, его студенты, говорят, что им не нравится этот фильм, он даже не хочет узнавать, почему, чтобы не разочаровываться в людях. Действительно, иногда лучше не знать, почему кому-то не нравится то, что для тебя стало одним из самых сильных жизненных впечатлений.
В общем, посмотреть стоит. Хотя бы для общего развития.
Только не перепутайте с российским фильмом "8 1/2 долларов" с Бондарчуком и Охлобыстиным. Он, конечно же, тоже под огромным впечатлением от Феллини сделан, но уровень совсем не тот.