в работах современных художников декоративно-прикладного искусства»
Выставка проходила во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства 25 октября - 10 ноября 2012 года.
Скромный плакат, видимо, навеян дизайном книжных обложек XIX века.
Текст на выставке (орфография оригинала): «В связи с 200-летним юбилеем победы России в Отечественной войне 1812 года Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в ноябре 2011 года в соответствии с практикой и традицией своей работы объявил конкурс профессионального мастерства «Образы войны и победы 1812 года в работах современных художников декоративно-прикладного искусства». На конкурс было представлено более 200 работ, большинство из которых создавались специально для участия в конкурсе.
Среди участников конкурса - профессиональные художники и художественные коллективы: лауреаты и дипломанты известных международных конкурсов, лауреаты государственных премий РФ, авторы, удостоенные званий народного и заслуженного художников РФ, ведущие художники и скульпторы Императорского фарфорового завода, ЗАО «Городетская роспись», творческой группы «Гжель», Павловопосадской платочной мануфактуры, мастера лаковой миниатюры Федоскино, Палеха, Холуя, преподаватели кафедр декоративно-прикладного направления ведущих художественных ВУЗов и многие другие. Огромный интерес, проявленный со стороны молодых и юных художников - учащихся и выпускников художественных ВУЗов и школ, заставил несколько расширить конкурсные рамки.
События 1812 года, ставшие легендой, воспетые талантами Лермонтова, Толстого, Верещагина, Чайковского, продолжают вдохновлять современных художников. Доблесть русских войск и полководцев, небывалый подъем национального духа, национальное единение, прославление России, победившей непобедимого Наполеона - долгое эхо эпохи 1812 года - гремит в работах современных конкурсантов.
В юбилейной выставке зрителям показаны работы, прошедшие этап предварительного отбора. Во время показа выставки будет работать конкурсное жюри. Наиболее интересные работы будут рассматриваться Музеем для приобретения в его коллекцию.
Помимо конкурсных работ в экспозицию включены интереснейшие предметы из частных собраний А. Никишина, П. Нечитайлова и А. Вихрова, любезно предоставленные ими на выставку».
Общее цветовое ощущение от экспозиции примерно такое-же, как от российского флага…
Интересны старинные экспонаты:
Юбилейные открытки-пазлы XIX - нач. XX вв. Бумага, полихромная печать, раскраска. Частная коллекция А. Никишина
Напоминаю, что в поле зрения моего объектива, главным образом, попадают гобелены и батики, остальное - по случаю. И, похоже, единственно ценная текстильная работа здесь - новый гобелен Андрея Мадекина. Но насколько его аналогии соответствуют теме - мнения расходятся. В
своем блоге художник показал этапы работы над гобеленом.
Изгнание бесов. 2012. 200х260 см. Плотность: 3 нити основы на 1 см.
Мало того, что свинки заметно разнополые (и не только по наличию клыков), так еще у каждой свой характер и лица, не менее выразительные, чем у людей!
Слева: Быкова Т. С. Москва 1812 года. Новосибирск. 2012. Синтетика. Ткачество, авторская техника вязания «Бларед».
Справа: Бекетов М. П. Бонапарт. Ярославль. 2010. Эмаль, медь, латунь
Небольшая текстильная работа производит трижды противоречивое впечатление. С одной стороны - очень пушисто и красиво, с другой - это все-таки - пожар (над диваном не повесишь).
Если это авторская техника вязания из пряжи «травка», то почему в подписи присутствует слово «ткачество»?
И тут возникает третий вопрос, к чему отнести работу: к искусству или рукоделию? Хотя границы между ними в наше время неуклонно сближаются, думается, что эта работа ближе к рукоделию. Не потому, что - вязание, а потому, что это лишь имитация ворсовой техники ткачества.
А в превосходной работе со стеклом справа что-то определенно есть…
Но что, думайте сами, а я покажу еще общие виды экспозиции.
В центре: Лазутина И. П. и Алексеева Н. В. Надежда Дурова. 2012. Шелк, роспись
В центре: Трофимова И. В. Бал победы. 2012. Хлопок. Горячий батик
Не представляю, как выбирать победителя в конкурсе среди разных видов ДПИ. Возможно, это будут мастера лаковых миниатюр? Для них нет никаких проблем мастерски «перевести» любой сюжет на свой превосходный классический язык миниатюрной росписи.
В целом, выставка оставляет впечатление, что война 1812 года в понимании художников - развеселое красочное действо с игрушечными солдатиками, пушками и конями, типа современных игр реконструкторов, а пожарища - идеальный объект для ДПИ…