Эта выставка - редкое событие втройне.
Во-первых - она посвящена гобелену.
Во-вторых - это большая персональная выставка.
В-третьих - это выставка ныне зарубежного художника, которого знают и помнят в России не одно десятилетие.
В Москву, после длительного перерыва, начинают возвращаться прибалтийские художники по гобелену. Они появились сначала на выставках Галереи Беляево
«Незабытые традиции-2» и
«Незабытые традиции-3». Затем на Триеннале гобелена в Царицыно (см. по
указателю в блоге ). Музей постоянно подтверждает, что он реально действующий гобеленовый центр в Москве (это кроме остальной обширной выставочной деятельности).
На этот раз в Хлебном доме музея с 26 сентября по 4 ноября 2012 года проходила персональная выставка литовского художника Феликсаса Якубаускаса. Экспозиция делалась при участии художника.
О выставке на
сайте музея.На открытии, как обычно, выступили Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Александр Безруков, заместитель по научной работе Ольга Докучаева, сам виновник события (слева) и сотрудница литовского посольства в Москве (справа).
Выступление
А. Безрукова (аудиозапись).Ф. Якубаускаса (аудиозапись).Феликсаса Якубаускаса (продолжение речи на видео, к сожалению, сильно ужатом):
Click to view
Сотрудницы литовского посольства
(аудиозапись). Ольги Докучаевой (аудиозапись). Художника приветствует искусствовед
Ита Рюмина (аудиозапись). Давно не виделись!
Гобелены в большинстве случаев естественно вписываются в нескрываемый, на этот раз, интерьер Хлебного дома.
Два параллельных мира. 2011. Шерсть, шелк
Дыхание ангела. 1991. Шерсть, шелк
Фрагмент
Возможно, чтобы не было сомнений в том, что мастеру подвластно в ткачестве любое реалистическое изображение, в первом зале представлен гобелен
«Кис-кис, моя кошечка!» 1997. Шерсть, шелк
Но художник, в конце концов, выбрал путь создания абстрактных композиций.
Справа: Алые вершины. 2012. Шерсть, шелк
В глубине: Радуга. Триптих. 1998. Гобелен, икат. Шерсть, шелк
Радуга. Фрагмент
На больших экранах в нескольких залах демонстрируется фильм о художнике.
За станком
Станок вертикальный, но сложный: с ремизами и подножками. Судя по высоте многих гобеленов, его ширина - 130 см.?
Видимо, благодаря ему, художник столь плодовит: на выставке представлено около 70 работ за 1991-2012 гг.
Фильм сопровождает нежная, тихая
мелодия (включайте и смотрите дальше)
Сакура зимой. 2005. Шерсть, шелк. (Освещение - увы…)
Фрагмент
Справа: Звуки просыпающегося города. 2008. Шерсть, шелк
В глубине: Солнце во льду. 2009. 130х183 см. Шерсть, шелк
Звуки просыпающегося города. Фрагмент. 2008. Шерсть, шелк
Танцы в сумерках. 2009. 130х182 см. Шерсть, шелк
Впечатление. День. 2009. 130х170 см. Шерсть, шелк
Наряду с утонченной работой с цветом и фактурой ткани гобелена мы видим и сильные контрасты:
между тонкими цветовыми нюансами;
между яркими открытыми цветами;
между белым фоном и выразительно сияющими на нем цветными деталями;
между блестящим шелком и матовой шерстью.
Встреча с соотечественниками
Небесные слезы. Диптих. 2010. Искусственное волокно
Тот же прием и материал использован в другой работе:
Поле льна на фоне неба. Фрагмент триптиха. 2010. Искусственное волокно
Настилы разнонаправленной саржи таинственным образом возникают из уточного репса, растут, пропадают и вновь проявляются на фоне, задумчиво меняя оттенки, направления, очертания.
Туманы родного края. 2011. Шерсть, шелк
P. S. Когда-то давно, на Всесоюзной выставке в ЦДХ были показаны два огромных гобелена Феликсаса Якубаускаса. Они поразили меня и размерами, и необычностью длинных названий и композиций. Так неординарно решить, в сущности, «дежурную» тему! Нарушая законы композиции, общепринятые нормы создания гобелена (и тогда, и до сих пор) и не вписываясь ни в какие «…измы»!
Пусть никогда не будет черное облако над моей долиной. 1987. 230x315 cм. Шерсть, шелк, искусственное волокно
Фрагмент (
отсюда). Светлые пятна слева и внизу сотканы настилами.
В работах художника, которые мы видим на этой выставке, пожалуй, сохранилось только пристрастие к большим плоскостям белого фона и фрагментам с настилами. Исчезли реалистические, хотя и стилизованные образы-символы, сотканные живописной штриховкой. Очертания пятен и линий потеряли изящность. На мой взгляд, лишь в двух гобеленах на выставке - «Танцы в сумерках» и «Впечатление. День» ощущается гармоничность композиции.
Мне представляется, что подходящим названием выставки было бы «Мысли в пространстве», по названию двух гобеленов. На очертания мыслей никто не имеет права ворчать, даже если они треугольные или бесформенные и плавают во мраке…
Мысли в пространстве I. 2006. Шерсть, шелк