Три пути шелка

Mar 14, 2009 11:47

«Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка» - так называлась выставка из музеев Китая, проходившая в Государственном Историческом музее в Москве в Год Китая в России, в конце 2007 - начале 2008.





Путь шелка - это путь прозрачной паутинки от ротика маленького существа, называемого тутовый шелкопряд до разноцветных шелковых нитей в руках мастериц.

Путь шелка - это история о том, как трудными и опасными караванными путями, в больших тюках, нагруженных на терпеливых верблюдов, удивительные ткани двигались в азиатские страны, а затем и дальше - на Ближний Восток и в Европу. В то же время это был путь распространения и самого шелководства и шелкоткачества.

Путь шелка - это еще и долгая дорога к нам остатков первых тканей эпохи неолита, бережно извлеченных археологами из-под вечной мерзлоты, песка или земли. Это также путь от древних тканей и старинной одежды до императорских парчовых халатов и современных, созданных компьютерами тканей и изделий из шелка…

Полностью текст - на сайте (три стр.)
А здесь - дополнительно фотографии из архива.
Выше - голубая кофта из атласа 1 пол. ХХ в. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу.

«Шелк парадоксален уже по своей природе. И любит превращения. Сначала гусеница шумно ест листья во тьме и много спит, и видит сны, и наматываются они на кокон белой нитью. Еще бы немного поспать - и быть бы бабочке. Но появляется человек, хватает кокон и бросает его в кипяток, и разматывает нить снов, и заряжает ее в ткацкий станок. Вот так-то - шелк вместо бабочек...» (Художница М. Лукашевич).


«Только китайцы одни ткани подобные ткут». (Овидий. Любовные элегии).
Китайский ткацкий станок и маленькие макеты других станков.





Плетеные шелковые шнуры. Неолит. Около 2000 г. до н. э. 1,5 x 4 см. Музей провинции Чжэцзян, Ханчжоу.


Нефритовый наконечник на навой поясного ткацкого станка. Неолит. Около 2000 г. до н. э. 2,8 x 3. Чжэцзянский НИИ культурных и археологических находок, Ханчжоу.


Золотисто-желтый атлас для императорского халата. Производство ткацкой мануфактуры Шэнгуя в Ханчжоу. Династия Цин. XVIII-XIX вв. Музей провинции Чжэцзян, Ханчжоу.
Вышиты изображения драконов, облаков, летучих мышей, символов "восьми бессмертных", бурлящих морских волн - весь положенный по статусу набор.


Фрагмент с изнанкой ткани.


Парадный халат с драконами. Династия Цинн. XVIII-XIX вв. 150х210 см. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу. Для членов императорской семьи или чиновника высокого ранга.


Желтый шелковый атлас с тканым орнаментом. Династия Цинн. XVIII-XIX вв. 138х58 см. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу. Ткань, изготовлена по европейским образцам или привезена с Запада. Характерно реалистичное изображение цветов и передача светотени.


Розовый шелковый атлас с пионами (фрагмент). Династия Цин. XVIII-XIX вв. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу.


Рукавица из узорчатого шелка. Династия Хань или Цзинь. II-III вв. 31,5х15,5 см. Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района, Урумчи.


Слева: подвеска-футляр для зубочисток. На каждой грани - иероглиф «счастье». Подвески разного назначения с вышивкой носили на теле, как амулет на счастье.
Справа: сувенирные мешочки. 7,5х7,5 каждый. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу. Украшение для одежды. Сшиты из красного атласа. На левом вышиты цветы, на правом - плоды персика и цитрона под названием «рука Будды».
Династия Цинн. XVIII-XIX вв.


Картина на полихромном шелке (фрагмент). Парчовый завод в Ханчжоу. 1990-е гг. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу.


Тканые картины с цифровым узором на парче. 2003 г. 101,6 x 71,8 см. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу. Создано электронным ткацким станком, где есть возможность получать до 4500 оттенков цвета.




Зу Ян - сотрудница Национального музея шелка в Ханчжоу одета в современную блузку, созданную в традиционном стиле.


P.S. На этот раз качество фотографий оставляет желать лучшего - все экспонаты были под стеклом и в полутьме.

ткацкий станок, шелк, выставки, exhibition, ткани, Китай, china, костюм

Previous post Next post
Up