«Руки человека - древнейший и самый совершенный инструмент» (индийская поговорка)
Икаты Индонезии - уникальное явление, как в истории ткачества, так и в его сегодняшнем дне.
Фотографии Михаила Цыганова, корреспондента РИА Новости в Индонезии познакомят вас с традиционными тканями о. Флорес, а я помогу понять, как происходит процесс их создания.
В
первом сообщении об икатах в блоге
m_tsyganov показаны образцы этих удивительных тканей.
Перед вами - второй пост из серии, посвященный технике создания икатов. С ним можно познакомиться прямо здесь или в
блоге самого
m_tsyganov и задать ему вопросы, касающиеся фотографий. А вопросы по технологии можно задавать здесь. Впрочем, в этом смысле, мои читатели будут в лучшем положении - многие из них знакомы с ткачеством.
Примечания М. Цыганова даны в скобках.
Третий пост (состоящий из трех частей) посвящен растительным красителям и процессу крашения икатов.
Итак, начнем с самого начала: с получения нити. Перед вами живая схема технологического процесса обработки хлопка (смотреть строго справа - налево!)
(Первые снимки сделаны в деревне Ватублапи неподалеку от Маумере: туда мы поедем сразу после Энде, и я о самой деревне расскажу отдельно - М.Ц.)
Первым делом хлопок очищают от зерен и сорных примесей. Такой деревянный станок существует с первобытных времен.
Хлопок протаскивают между деревянными валиками. Семена и сор пройти не могут и падают спереди - со стороны работающей женщины, а волокно с другой стороны.
Перед прядением волокно скручивают в аккуратные брикетики.
Прядение: из кусочка волокна пряха вытягивает прядь, постепенно превращая ее в нить. Длинная нить наматывается на веретено при помощи колеса и пальцев ноги.
Части тела заменяют недостающие детали прялки.
С веретена девушка сматывает нить в банальный клубок.
Ну, полностью руко-ножная? ного-ручная? работа!
Нити основы будущей ткани натягивают на раму.
Те фрагменты узора, которые должны остаться белыми (или более светлыми) после крашения, прячут под крепкой обмоткой ленточками из чего-то растительного. Рисунок размечают на основе или делают по памяти.
(А вот это уже другая деревня, но менее интересная, так что о ней специально рассказывать не буду. В принципе, все то же самое - М.Ц.)
Основа окрашена индиго.
Сейчас предстоит самый волнующий момент: снятие завязок. Я это обычно делала, затаив дыхание: вдруг краска проникла под обвязки?
(Снова Ватублапи - М.Ц.)
Здесь уже развязали.
Если икат многоцветный, операцию повторяют для каждого цвета в отдельности.
Окрашенные нити надо перенести на ручной ткацкий станок, не нарушая их порядок. Горизонтальные палочки, видимо, способствуют этому.
(О природных красителях и крашении
отдельный пост - М.Ц.)
Основа натянута на станок и, теперь рисунок хорошо виден.
Пора вязать ремиз - определенные нити подвязывают нитками к палке. Зачем - увидим ниже.
Этот древнейший ткацкий станок по самой экзотической детали называют «поясным». Ремень с «подушкой» помогает поддерживать необходимое натяжение основы. Это означает, что «хрупкая» талия ткачихи заменяет и боковые опоры и весь деревянный и металлический механизм натяжения основы более совершенных станков!
(А вот это снято в деревне Бена, о которой я рассказывал
ЗДЕСЬ
Наконец мы добрались собственно до ткачества. Чтобы прокинуть нить утка, ткачиха поставила ткацкий меч (широкая планка) на ребро. В образовавшийся «проход» между нитями основы («ткацкий зев») она прокидывает уточную нить (но видно это плоховато).
(А этот снимок сделан уже в третьей деревне под интригующим названием Джопу, но о ней также вряд ли стоит рассказывать специально - М.Ц.)
Прокинутый уток подбивают ткацким мечом, чтобы ткань получалась плотной.
Теперь снова надо прокинуть уток, но уже в другой зев, чтобы нити основы и утка переплелись между собой. Поэтому ткачиха, подняв левой рукой часть нитей основы, привязанных к ремизной палке, правой рукой вставляет меч и создает очередной зев.
И так продолжается до тех пор, пока вся основа не будет заткана.
А теперь САМОЕ ГЛАВНОЕ. Икаты отличаются тем, что узор в процессе ткачества образуется САМ СОБОЙ. В «привычных» нам гладких (безворсовых) коврах, шпалерах, гобеленах рисунок создается утком и прячет под собой основу. В икатах все наоборот: чтобы выявить рисунок, нанесенный на основу, уток должен спрятаться под нее. Подробнее о ткацких переплетениях у меня
здесь.
На фото ниже: в верхней части - уже сотканная ткань, в нижней - основа.
В двойных икатах рисунок создается и основой и утком, окрашенными этим трудоемким способом. В наиболее искусных тканях узор при ткачестве совпадает настолько, что определить, что перед вами именно икат, можно только уткнувшись носом в ткань. При небрежной работе хорошо видно несовпадение контуров рисунка, но нечеткий, как бы дрожащий рисунок с переливами красок очень красив.
Обычные и двойные икаты приходится ткать разными ткацкими переплетениями. Обычные - репсовым, двойные - полотняным.
Как видите, всё очень просто!
Нужен лишь опыт нескольких тысячелетий, огромное терпение и добрые руки.
P.S. Весь процесс показан на разных станках: там, где лучше был виден определенный этап.
P.P.S. Техника иката знакома советскому человеку по узбекским и таджикским абровым тканям, где узор создается на нитях основы. Конечно, на более совершенных станках. (Фото из моей книги «Батик»: Хан-атлас из г. Наманган. Ташкент. Музей прикладного искусства).