Коллоквиум «Современное шпалерное ткачество. Между традицией и новаторством» 14 апреля 2015 г.

May 02, 2015 11:30




Видео:
1 часть: http://www.youtube.com/watch?v=tMsbx70gD6w
2 часть: http://www.youtube.com/watch?v=CUGUVZsFRkk
3 часть: http://www.youtube.com/watch?v=SHLciEBxNOg
4 часть: http://www.youtube.com/watch?v=wL92HP3nKWI

Программа / Program
Часть I /Part I
1. Приветственное слово заведующей Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Тамары Владимировны Panne.

2. Кирстен Тофтегаард (Куратор выставки, Музей прикладного искусства и дизайна, Копенгаген).
«Современное датское шпалерное ткачество».
Kirsten Toftegaard (Design Museum in Copenhagen).
«Modern Danish tapestry».

3. Ирина Анатольевна Дворкина (Москва).
«Художественный текстиль на постсоветском пространстве».

4. Галина Николаевна Габриэль (Санкт-Петербургский государственный институт культуры).
«Санкт-петербургская шпалера второй пол. ХХ - нач. XXI вв.».

5. Екатерина Васильевна Полякова (Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова).
«Шпалеры московской школы (вторая половина ХХ - нач. XXI вв.)».

6. Елена Георгиевна Царёва (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН).
«Килимы арабов Средней Азии (XX-XXI вв.)».

Часть II /Part II
7. Анетте Блесберг Эром (Художник. Дания).
«Нетрадиционные гобеленные техники: влияние вышивки».
Anette Blaesbjerg Эрom (Denmark).
«Untraditional tapestry techniques: the influence of embroidery».

8. Анет Брусгаард (Художник. Дания). «Наследие классики».
Anet Brusgaard (Denmark). «The classical heritage».

9. Наталия Николаевна Цветкова (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица).
«Текстильное искусство как часть современного арт-пространства».

10. Берта Форкхаммер (Художник, преподаватель Школы дизайна Королевской академии искусств. Дания).
«Обучение ткацкому искусству в Дании с 1980 по 2014 гг.».
Berthe Forchhammer (Denmark).
«A short ¡ntroduction about teaching weaving ¡n Denmark from 1980 to 2014».

11. Маргарита Сергеевна Широковских (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица).
«Копирование шпалер в Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица».

12. Грета Сёренсен (Художник. Дания)
«От традиционных инструментов до цифровых».
Grethe Sorensen (Denmark).
«From traditional to digital tools».

Примечания:
1. Переименование на мероприятии современного гобелена в шпалеру прошу не считать окончательным. Проблема требует обсуждения, но поскольку традиционно у нас в литературе и в жизни до сих пор пользовались термином шпалера для обозначения старинных произведений, а гобелен - для современных, я (и другие) в докладе пользуюсь привычным названием, считаю его удобным.

2. Поскольку в видеозаписи слышно плохо (и видно, увы, тоже) привожу здесь начало и конец своего выступления:
«Конечно, такая тема - это попытка объять необъятное, но, всё же, попробуем.
В самом названии нашего мероприятия «Современное шпалерное ткачество. Между традицией и новаторством» таится некое противоречие. Понятие «шпалерное ткачество» подразумевает классический вариант гладкого сюжетного ковра. Но уход в новаторство выводит произведение за рамки т. н. «шпалерного» ткачества и заставляет искать новые термины для обозначения того, что получится в результате.
Есть ли возможности в этой области отойти от традиционного варианта? Какие новации можно внести, не переходя границы гладкого ткачества?
И здесь видны несколько направлений:
1) Отказ от традиционной прямоугольной и плоской формы произведения;
2) Пространственные композиции;
3) Использование необычных материалов;
4) Соединение различных приемов ткачества, введение не ткацких текстильных техник;
5) Объединение ткачества с разными видами искусства.
Но все это уже было в истории гобелена в период его расцвета в разных странах, в том числе и у нас в 1960-80-е годы.
Чтобы напомнить, на чем мы остановились перед распадом СССР, я подобрала несколько примеров:
Рудольф Хеймратс уже в 1977 г. экспериментировал с формой.
Борис Мигаль и Рита Блумберга варьировали приемы ткачества и материалы.
Петерис Сидарс ткал из медной проволоки.
Инессе Якоби создавала объемные композиции.
И даже пример выхода из области ткачества - композиция эстонских художников из сетей и листов алюминия.
Если мы посмотрим на творчество современных художников, мы не увидим каких-то серьезных прорывов, по сравнению с тем, что было сделано тогда.
Почти ушли в прошлое заказные официальные, стереотипные темы. Стали ярче краски и свободнее композиции. Большинство художников теперь сами исполняют гобелены по своим эскизам и с хорошим качеством. Но в области самой техники ткачества изменений почти нет. Хотя эксперименты встречаются, но редко их можно отнести к удачным.
Таким образом, сегодня мы можем рассматривать, в основном, то, что наиболее интересно во все времена - собственный авторский почерк, стиль художника. И таких работ в России, сегодня больше, чем в советское время».

Заключение:
«В сущности, история гобелена на постсоветском пространстве - это история того, как, несмотря на все препятствия, гобелен продолжал жить и развиваться благодаря художникам-энтузиастам, которые не изменили гобелену, не поменяли его на более быстрые, коммерчески выгодные виды творчества. Вынужденные зарабатывать другими способами, они продолжают заниматься любимым делом.
Сейчас уже можно говорить о новом этапе развития гобелена в Москве и в других регионах страны. Но, чтобы вернуть гобелену его значение как монументального вида искусства, художникам необходимо активнее искать пути сотрудничества с архитекторами.
Российский гобелен всегда отличался глубоким содержанием и высоким уровнем мастерства. Отсюда, видимо, и приверженность художников к традиционному сюжетному гладкому ткачеству.
Гобелен - искусство, позволяющее в любое время быть актуальным по сути, даже оставаясь в рамках классического гладкого ткачества».

image Click to view



Ещё о выставке:
Видео-фрагменты открытия выставки в Эрмитаже:
1: http://www.youtube.com/watch?v=d6_Ty98tvuY
2: http://www.youtube.com/watch?v=lbPqiFAmopU
3: http://www.youtube.com/watch?v=DsvruHlK4UU
4: http://www.youtube.com/watch?v=AlJs4600mww
5: http://www.youtube.com/watch?v=aG3no3AMfF4

Лекция куратора Дании (смена картинок начинается ближе к середине).
Фото в ФБ.
И другие материалы в сети.

гобелен

Previous post Next post
Up