Да, это было две недели назад. Я шла по улице и никого не трогала. И встретила знакомую. И застряла на полчаса суровой женской болтовни.
А когда все сплетни закончились, а расставаться не хотелось, знакомая пригласила меня к себе на дачу. Погоды тогда стояли хорошие, и шло бурное открытие шашлычного сезона.
Вот на шашлыки и пригласила.
А я важно ответила, что мол, спасибо большое, но я не могу, я на концерт иду. «Stabat mater» слушать. Перголези.
Знакомая помолчала и, вздохнув, промолвила.
- Вечно ты, Егорова, выпендриваешься.
А я вовсе и не выпендривалась. Я даже не знала кто такой Перголезе.
Слава Богу, что такое «Stabat mater» я знала. Даже слышала фрагменты. Как-то. Какого-то композитора. Не помню какого.
Но не Перголезе точно. Да я вообще не знала, что был такой композитор! Но музыка мне понравилась.
Поэтому, когда Юрий Иванович Ванаев пригласил меня на концерт «Stabat mater» я мгновенно согласилась. Не раздумывая. Потому что кантата. Потому что хор. И потому что Ванаев.
Два года назад я писала
о роли его личности в истории нашего города:
«Юрия Ивановича Ванаева я знаю много лет. Уникальный человек, талантливый, смелый, рискованный. Очень энергичный, просто сгусток энергии, согревающий своим теплом наши сосновые райские кущи.
Музыкант, композитор, дирижер, педагог, певец, организатор. Перечислить все его проекты, все его коллективы невозможно. Он настоящий строитель, настоящий созидатель. Он строит и строит в нашем городке очень качественную музыкальную культуру. И часто делает это не благодаря поддержке городских властей, а вопреки. Эх, нет пророков в своем отечестве…
Я иногда думаю, а что если бы Юрию Ивановичу всегда помогали осуществлять все его грандиозные проекты? Вот тогда наш Сосновый Бор гремел бы не только как город атомных энергий, но и как город высочайшей музыкальной культуры… Эх…»
Вот здесь я сделаю паузу и опять повторю. Эх…
Потому что опять вопреки и преодолевая. Но он сделал это!
На сцене большого зала нашего городского Дворца Культуры «Строитель» он собрал симфонический оркестр Ленинградской области, хор Санкт-Петербургского государственного университета, хор Ленинградской атомной станции, солистов - заслуженных артистов России Марию Людько и Галину Сидоренко.
И на пару часов зал погрузился в барочную музыку.
О силе эмоционального воздействия творчества великих композиторов эпохи Возрождения я напишу, но чуть позже. А пока - о силе духа и стойкости музыканта эпохи … так и хочется написать Разложения…
Потому что очень хлопотно организовать и провести концерт с большим количеством участников - непрофессиональных певцов. Да ещё в маленьком провинциальном городке, где музыкальная жизнь в основном ограничивается исключительно лёгким жанром. А как вы хотели? Жизнь-то у нас у всех и так тяжёлая, людям веселье нужно, развлечение и шутки юмора. Кому нужен ваш Перголезе? Кто его будет слушать? Нашим людям ваши кантаты не нужны.
Но Ванаева сбить с курса тяжело. Он упорно идёт к цели. Потому что верит и знает - человеку нужна серьёзная музыка. Музыка о жизни и смерти. О страдании. И о сострадании.
И концерт состоялся. При полном зале.
Потому душе нужно хотя бы раз в год оторваться от бесконечной суеты и замереть. И увидеть, услышать страдания Богоматери, стоящей у Распятия своего Сына.
Джованни Баттиста Перголези, итальянский композитор, скрипач и органист, прожил очень яркую и короткую жизнь.
Один из самых ранних и важнейших композиторов комической оперы, Перголезе в возрасте 25 лет обращается к духовной музыке. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата «Stabat Mater» - «Стояла мать скорбящая» на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа.
Над этим произведением Перголези работал до последних дней жизни. Не удовлетворенный написанным, он вносил всё новые и новые поправки в партитуру, пока смерть не заставила его выронить перо из рук.
Перголезе умер от туберкулеза.
Ему было 26 лет.
Мне трудно вообразить себе двадцатипятилетнего, молодого ещё человека, с такой скорбью и мощью передающего страдания Матери.
Почти триста лет звучит эта музыка в концертных залах мира.
Звучит и волнует человеческие сердца. Как прощальный привет от того, кто сам стоит на пороге смерти.
Но … за Распятием следует Воскрешение.
За смертью - вечная жизнь.
Но это будет потом, послезавтра, в Воскресение Христово.
А сегодня - скорбь.
Click to view