1972 год. Мне 17, маме 45 лет. Мы две наивные городские жительницы решили, что вместо поездки в Сочи или какую другую курортно-санаторную область СССР лучше поехать в Долину гейзеров на Камчатке за романтикой и приключениями типа «тумана и запаха тайги». Уговорили двух своих незамужних родственниц, они тоже решили принять участие в этой авантюре. Путевка стоила не мало: 70 рублей с человека, плюс перелет на самолете. Купили мы путевки, кеды, свитера, спортивные костюмы и вот уже четыре туристки прибыли в город Петропавловск-Камчатский. Август там считается самый теплый месяц, старый снег уже почти растаял, а до нового еще целый месяц остался.
1.День бродили по улицам города, искали достопримечательности, нашли памятник Лаперузу, изуродованный каким-то Беней, пофотографировались на фоне Авачинской бухты, потом у развалин старой крепости с огромными пушками.
2. На белоснежном пассажирском судне поплыли в поселок Жупаново, откуда и начинался маршрут в Долину гейзеров.
3. Турбаза кишмя кишела туристами, уже прибывшими с маршрутов, и такими же зелеными, неопытными как и мы. Уже тогда у меня стало тревожно на душе, когда я увидела двух вернувшихся девушек, которые хромали одна на левую, другая на правую ногу, при этом они пели на мотив похоронного марша: «Ту-104 - самый лучший самолет…» Первый день был отмечен грандиозной пьянкой, в которой, я в силу своего подросткового возраста не участвовала, а обзнакомилась с местными собаками и схемой маршрута.
Все время над лагерем летал вертолет, как уже потом выяснилось, киногруппа «Мосфильма» искала натуру для фильма «Земля Санникова».
4. На другой день получали рюкзаки, делили провизию - кому чего нести, учились правильно распределять вещи в рюкзаке. Мы познакомились с нашим проводником - Ниной. Ей 19 лет, хотя выглядит гораздо старше, слегка мужиковатая, крепкая - она опытная потомственная таежница.
Группа - 20 человек, подобралась самая разношерстная: пожилой дядька из Ферганы, летчик-испытатель из Мурманска, супружеская пара из Минска, женщина-домохозяйка с двумя сыновьями из Белогорска, двое военных, семейная пара - геологи и еще другие люди, кого я уже и не помню. Рядом с нами готовилась к походу более сплоченная группа москвичей, которые подружились еще в самолете.
Примерка рюкзаков нас огорчила - еда тяжелая, вещи свои тоже, лямки тянут, спина болит. Хорошо, что палатки мы с собой не носили, ночевки были в специально оборудованных лагерях-приютах, до которых мы должны были в хорошем темпе проходить за день от 30 до 40 км.
На верхней левой фотографии дележ продуктов по рюкзакам
На верхней правой фотографии мы примеряем рюкзаки.
На нижней левой фотографии наш проводник Нина.
На нижней правой фотографии рюкзаки уложены - завтра выходим
5. С утра вышли на маршрут. Через час зарядил мелкий дождичек. В кедах по снегу ходить холодно и неприятно. Остановки на обед и небольшие привалы были очень короткими. Следом за нами вышла и группа москвичей с которыми мы постоянно пересекались на маршруте.
6. Вот тут уже на маршруте, чавкая кедами по снегу и отбиваясь от комаров, все задумались а не перепутали ли мы вид отдыха?
Моментально все простыли, насморк, кашель, уставшие ноги, натертые плечи, а когда выглядывает солнце - становится жарко.
7. Около часу дня останавливались на обед, мужчины собирали дрова, женщины сообща готовили. Пища самая простая: суп и каша, чай с сухими галетами. Носовые платки оказались очень необходимы.
8. Встреча двух групп - нашей и москвичей.
9. Местность по которой мы шли, пересекалась множеством ручьев и речек. Мужчины перетаскивали женщин на закорках. Сначала рюкзаки, потом женщины. Было немного неловко, что им (мужчинам) и так приходилось труднее, чем нам: и рюкзаки тяжелее, и дрова собирать по дороге приходилось, да еще и нас переносить через многочисленные водные преграды.
10. Некоторые особенно отчаянные дамы и сами пытались босиком перебираться по болоту. Наша проводник Нина наравне с мужчинами перетаскивала нас на закорках - крепкая женщина. Курила сигареты «Прима», носила болотные сапоги и смотрела снисходительно на наши страдания. Сами же захотели - вот вам и романтика.
11. Через несколько дней тело адаптировалось к нагрузкам и мы стали замечать прекрасные пейзажи. Все фотографировали, появились шуточки-прибауточки. Когда увидели опять вертолет с «Мосфильмовцами», мужчины бодренько побежали к ним стрелять сигареты. Первое, что кончилось у них из припасов, так это курево.
На правой фотографии "наш медведь" (как мы его между собой называли), в жизни офицер, подполковник - с очень громким голосом, подбадривающий и подгоняющий отставших. Обратите внимание какие у него замечательные штаны с вытянутыми коленками! Но в общем-то все очень опростились, а некоторые просто одичали.
12. Процесс разжигания костра под моросящим дождем сродни колдовству.
13. На заднем плане группа москвичей подходит к нашей стоянке. У них в группе произошел неприятный инцидент. Один мужчина понял, что дальнейшие тяготы туристической жизни его не устраивают, к тому же он сильно натер ноги, устал, ванны нет, дивана нет - сел на землю и заявил, что дальше он не пойдет. Пусть вызывают вертолет, несут его на руках, но его терпение кончилось. Несколько мужчин из группы отошли с ним за большой валун и то ли, наподдали ему, то ли, поговорили с ним по мужски, но он быстренько выскочил из-за валуна, надел рюкзак и пошел дальше, уже не жалуясь.
14. Главной заботой во время стоянок было просушить обувь и носки. Однажды я, увлекшись согревом ног, обутых в кеды, слишком близко поднесла ногу к огню и резина начала плавиться. Неожиданно для всех я стала молча метаться по снегу, пытаясь охладить расплавленную резину, и одновременно развязать шнурки на кедах. После пяти минут акробатических прыжков мне это удалось. Кеды оказались дырявыми, но заменить было нечем так и пришлось идти дальше с вентиляцией.
15.В нашей группе тяжелее всего приходилось женщине, которая пошла в этот поход вместе с двумя сыновьями, она была совершенно физически не подготовлена, но единственной жалобой от нее была: «Чуть не сдохла!», - когда она забиралась на очередную гору.
Во время коротких стоянок как-то незаметно все обзнакомились, сдружились. А, какой вкусно казалась еда! Супчик из того, что было в рюкзаках, да еще с дымком и вареными комарами. Кстати комары там просто здоровенные: полосатые, неубиваемые: пока его гада в рулончик не свернешь, умирать не собирается…
Правая нижняя фотография: Попадаются необычно красивые камни, глаз не оторвать. Туристы тоже выглядят живописно...
16. Самое удивительное, что вечером после тяжелого перехода у мужчин хватало сил поиграть в футбол. Незабываемый матч в кальдере вулкана Узон между группой москвичей и нашей "сборной Союза".
17. Гигиенические процедуры проходили сурово: умывание в горной речке, стирка в ледяной воде.
18. В таких палатках, завернувшись в спальные мешки мы спали, умаявшись за день и, не обращая внимания на твердые доски и протекающую крышу.
Правая верхняя фотография проводники других групп (такие вот типажи).
Левая нижняя фотография: опять киношники из «Мосфильма».
19. На 8 день мы заблудились. Туман, морось, никаких ориентиров и наша проводник Нина честно сказала нам, что она не знает куда дальше идти. Давно должны были подойти к приюту, но никаких признаков лагеря нет. К тому же, продукты у нас совсем закончились и именно в этом лагере мы должны были пополнить свой запас провизии, а кушать хотелось очень сильно. Ночь мы провели, тесно сев в кружок, вокруг костра. Я нашла большой и теплый валун, который торчал рядом с тропинкой. Случайно опершись на него, я поняла, что от камня идет тепло и, прильнув к нему спиной, кое-как перемогла ночь.
20. А наутро, тумана уже не было, мы быстро сориентировались и нашли свой лагерь, где нас уже потеряли и беспокоились.
Левая верхняя фотография: Мы обнаружили поле с камчатской ягодой шикшей. По вкусу так себе, вроде ирги, но растет как голубика. Недалеко кушал ягоду медведь, но мы пошумели, постучали ложками в крышку кастрюли и он убежал. Вот тут мы и подкормились.
Правая нижняя фотография: Несмотря на голод пойманного бурундука не съели, а сфотографировали и отпустили.
Левая нижняя фотография: Завтрак был сразу и вчерашним обедом, и ужином.
21. Середина пути. За перевалом Долина гейзеров.
Левая верхняя фотография: Небольшой привал перед подвесным мостиком
Правая верхняя фотография: Перевал с грудой камней - обо. Каждый камень приносит очередная группа туристов, пишут записки следующим группам.
Неожиданная мизансцена: два брата смотрят на фотографа, почему-то с испуганными лицами, а человек, положивший руку на плечо мальчику, (в обычной жизни летчик-испытатель) что-то выискивает у себя между зубами.
Нижняя фотография: Гора называется Тещины башмачки.
22. А вот и Долина гейзеров. Сами гейзеры сняты не очень зрелищно - их надо смотреть вживую. Напоминает аварию на теплотрассе. Фонтан кипятка и пара. Каждый гейзер начинает фонтанировать в определенное время. Группы туристов скапливаются перед очередным, посмотрев шумное представление, перемещаются к следующему. За день действо нам прискучило.
Потом состоялся банкет, стирка в горячей воде и купание в очень горячих минеральных водах. Небольшие естественные бассейны больше пяти минут, в которых, находиться было нельзя, сердце начинало бешено колотиться, но потом чувствуешь себя обновленным, чистым и полным сил!
23. Мостик через реку Гейзерную.
24. Левая верхняя фотография - извергающийся гейзер
Левая нижняя фотография - незамысловатое приспособление для подъема в гору - мокрая и грязная веревка. Склон горы - глина, раскисшая после дождя. Но мы как-то умудрялись влезть на эту гору.
25. Фантастические пейзажи долины Гейзеров
26. На фоне буйной зелени клубы пара, желто-красные потеки от минеральной воды и вот, хорошее фото: давай покурим товарищ по одной...
27. Экскурсии по Долине гейзеров продолжались три дня. По вечерам пели частушки:"Фумаролы, фумаролы, фумаролы вы мои..."
Уходим в обратный путь.
28. Пьяный лес. Под ногами болото.
29. Дальше путь лежал вдоль Кроноцкого залива. Живописные камни, необычные каменные фигуры, но ходить по ним опасно.
30. И тут случилась большая неприятность: моя мама упала и сломала руку, ударив ее о камень. Неподалеку были наши спутники - московская группа, в ней оказалось несколько врачей. Они, как могли, оказали ей первую помощь. Рюкзак мама никому не дала, сказала, что неловко как-то: все итак перегружены. Ей только помогали подняться после привалов, а в остальном она наравне со всеми несла тот же вес, что и другие.
31. Все позади, поход закончен. Общая фотография и общий, просто истерический смех, после того, как наша проводник Нина сказала, что вела группу первый раз. Мы были первыми её подопечными. Ха-ха-ха...
P.S. Могу только добавить, что когда мы оказались в каюте теплохода, увидели белые чистые простыни, душ с горячей водой и что-то приятное мурлыкало радио "Маяк" - я расплакалась (от счастья). Как мало человеку надо. Кстати, в походе все здорово похудели.