Оригинал взят у
zloi_prepod в
О действительности таинств, совершаемых тяжко и нераскаянно согрешающими священнослужителямиЗа основу при составлении данной подборки взят фрагмент из т. 2 «Православно-догматического богословия» митр. Макария Булгакова. Также приведен ряд цитат и канонов, не упомянутых митр. Макарием.
Свидетельства того, что благодать не зависит от личных качеств человека есть и в Евангелии:
Мф 10:5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
Мф 10:6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
Мф 10:7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
Мф 10:8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте....
Напомню, что среди двенадцати был Иуда (на тот момент - по крайней мере вор). Однако в Евангелии нет никаких указаний, что он не мог исцелять, изгонять бесов и т.п.
О действительности таинств, совершаемых грешными священнослужителями, много раз писал св. Иоанн Златоуст:
"Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога. "Кто принимает вас", - сказал Господь, - "принимает Меня" (Мф.10:40); священников Его, сказано в другом месте, имей в чести (Числ.18:8). Иудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали в него камни. Кто благоговеет пред священником, тот тем более будет благоговеть пред Богом. Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, сам воздаст тебе награду" (свт. Иоанн Златоуст. Толкование на 2-е послание к Тимофею, 2)
"Что же, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но чрез всех сам Он действует, - хотя бы они были и недостойными, - для спасения народа. Если для народа Он говорил чрез ослицу и Валаама, человека нечестивого (Числ.22), то тем более - чрез священника. Чего не делает Бог для нашего спасения? Чего не изрекает? Чрез кого не действует? Если Он действовал чрез Иуду и чрез тех пророков, которым говорит: "не знаю вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Лк.13:27; Мф.7:23), и которые изгоняли злых духов, то тем более будет действовать чрез священников. Когда мы начинаем исследовать жизнь начальствующих, то хотим сами быть рукополагателями учителей, и таким образом извращается все, ноги становятся вверху, а голова внизу. Послушай Павла, который говорит: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди" (1 Кор.4:3); и еще: "А ты что осуждаешь брата твоего" (Рим.14:10)? Если же не должно осуждать брата, то тем более учителя. Если бы Бог повелел тебе это, то ты поступал бы хорошо, и грешил бы, не поступая так; но если напротив, то не будь дерзким и не выходи из своих пределов" (свт. Иоанн Златоуст. Толкование на 2-е послание к Тимофею, 3)
"...когда рукополагает Бог, - мы и презираем рукоположенного, и оскорбляем его, и преследуем бесчисленными поношениями, и, тогда как нам запрещено судить и своих братьев, изощряем язык на священников. И какое найдем мы себе оправдание, когда в своем глазе не видим бревна, а у другого со злобным старанием замечаем и сучек? Ужели не знаешь, что, когда судишь таким образом других, приготовляешь и себе самому тягчайшее осуждение? Говорю это не потому, чтобы я одобрял недостойно проходящих служение священства; нет, - я крайне жалею о них и плачу; тем не менее однакож утверждаю, что и в этом случае подчиненные и особенно люди самые простые, не имеют права судить их. Пусть жизнь священника будет самая порочная; но, если ты внимателен к самому себе, то не потерпишь никакого вреда в том, что ему вверено от Бога. Если Господь заставил говорить ослицу и через волхва даровал духовные благословения; если, таким образом, и через бессловесные уста ослицы, и через нечистый язык Валаама Он действовал для неблагодарных иудеев, то тем более для вас если вы будете признательны, Он сделает со своей стороны все, что нужно, и ниспошлет Духа Святого, - хотя бы и крайне порочны были священники. Ведь и чистый (священник) не своею собственною чистотою привлекает Духа Святого; но все совершает благодать. "Ибо все ваше", говорится, "Павел ли, или Аполлос, или Кифа" (1 Кор. 3:22). Все, что вверено священнику, есть единственно Божий дар; и, сколько бы не преуспевало человеческое любомудрие, оно всегда будет ниже той благодати. Говорю это не для того, чтобы мы беспечно располагали своей жизнью, но для того, чтобы вы подчиненные, видя нерадение кого-либо из предстоятелей, не преумножали по этому поводу для самих себя зла. Но что я говорю о священниках? Ни ангел, ни архангел не может оказать никакого действия на то, что даруется от Бога: здесь все устрояет Отец и Сын и Святой Дух, а священник только ссужает свой язык и простирает свою руку. Да и несправедливо было бы, если бы, по причине порочности другого лица терпели вред те, которые с верою приступают к символам нашего спасения. Итак, зная все это, будем и Бога бояться, и уважать Его священников, оказывая им всякую честь, чтобы и за свои добрые дела и за уважение к ним получить от Бога великую награду, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа." (Св. Иоанн Златоуст На Иоанна 86, 4).
"Но как он называет плотскими людей, которые получили столько (даров) Духа и которых он в начале послания превозносил такими похвалами? Точно также, как были плотскими те, которым говорит Господь: «отойдите от Меня,... не знаю вас, делающие беззаконие» (Мф.7:23), хотя они изгоняли бесов, воскрешали мертвых и изрекали пророчества. Следовательно и тот, кто совершал знамения, может быть плотским. Так Бог действовал и чрез Валаама, открывал будущее и фараону и Навуходоносору, и Каиафа пророчествовал, сам не зная, что говорил, и другие некоторые изгоняли бесов Его именем, хотя сами не были с Ним, - потому что все это бывает не для совершающих, а для других. Часто это совершалось и чрез недостойных. И удивительно ли, что это бывает чрез людей недостойных для других, если и чрез святых Бог действует для других?
Так Павел говорит: … «Он поставил одних Апостолами, других пророками,... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения» (Еф.4:11-12). Если бы этого не было, то все беспрепятственно впадали бы в погибель. случается, что начальники бывают злы и невоздержны, а подчиненные добры и воздержны, миряне живут благочестиво, а священники порочно; и если бы благодать всегда искала достойных, то не было бы ни крещения, ни совершения тела христова, ни приношений. Но теперь Бог действует и чрез недостойных, и благодать крещения нисколько не терпит вреда от жизни священника; иначе и приемлющий терпел бы вред. Хотя это бывает редко, однако бывает. Говорю это для того, чтобы кто-нибудь из предстоящих, наблюдая за жизнью священника, не соблазнялся касательно совершаемых им таинств. Человек ничего не привносит в них от себя, но все - дело силы Божией; Бог действует на вас в таинствах." (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание 1 к Коринфянам. Беседа 8)
Об этом же писали и другие Отцы Церкви.
Св. Григорий Богослов
"Не говори: «меня должен крестить Епископ, притом Митрополит и Иерусалимлянин (благодать не от места, а от Духа), сверх того кто-нибудь из людей благородных; ибо опасно, чтобы благородство мое не было унижено крестителем; или хотя священник, но безбрачный, человек воздержный и ангельской жизни; ибо несносно, если осквернюсь во время очищении». - не вникай в достоверность проповедника или крестителя. У них есть другой Судия, испытующий и невидимое; потому что человек (зрит) на лице, Бог же на сердце (1 Цар. 16, 7). а к очищению тебя всякой достоин веры, только был бы он из числа получивших на сие власть, не осужденных явно и не отчужденных от Церкви. Не суди судей ты, требующий врачевания; не разбирай достоинства очищающих тебя; не делай выбора, смотря на родителей. Хотя один другого лучше, или ниже, но всякий выше тебя. Рассуди так: два перстня, золотой и железный, и на обоих вырезан один и тот же царский лик, и обоими сделаны печати на воску. Чем одна печать отлична от другой? - Ничем. Распознай вещество на воску, если ты всех премудрее. Скажи: который оттиск железного, и который золотого перстня? И от чего он одинаков? Ибо хотя вещество различно, но в начертании нет различия. Так и крестителем да будет у тебя всякий! Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере." (Св. Григорий Богослов. Слово 40. На святое Крещение)»
Св. Исидор Пелусиот:
«Ничто не теряет приемлющий (свящ. таинства), если бы преподавший оказался и недостойным, и не бесплодными он пользуется таинствами, хотя бы священник всех людей влек с собою к нечестию».
(Lib. III, ерist. 340; цитирую по «Православно-догматическому богословию» митр. Макария Булгакова).
Блж. Августин:
«Богу всегда принадлежит благодать, Богу - и таинство, а человеку - одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если - худ, то через него совершает Бог видимую форму таинства, а сам дарует невидимую благодать» (Eрist. аd Dоnаtistаs CV, n. 12).
«Не думайте, будто от нравов и действий людей зависят божественные таинства: они святы от Того, Кому принадлежат» (Cоntr. lib. Pеtil. 11, 37, n. 88).
Об этом же говорит и св. Николай Кавасила ("Истолкование Божественной литургии. Глава 46. О том, каким образом сии Дары всегда бывают приемлемы Богом"). К сожалению, я не смог найти текстовую версию, но интересующиеся - легко найдут аудиофайл. Вкратце, основная мысль св. Николая - та же, что и у других Отцов: таинства совершает не человек, а Бог.
св. Симеон Солунский:
"Вопрос. Если кто узнает что-нибудь за священником и потеряет веру в то, что получит освящение от него: что тогда ему делать?
Если кто за священником узнал какой-либо грех, говорит Василий Великий, то пусть он известит о том архиерея, чтобы тот произвел изследование; но не должен он оказывать пренебрежение священнику пред его церковию. Пока священник сам себя не обезславит, не должно его ни срамить, ни порицать, ни уклоняться от него. Если же кто стесняется обращаться к такому священнику; то пусть идет к другому. но если бы он предоставил Богу то, что знает о священнике и принял чрез него, как чрез орган, дары благодати: то имел бы награды гораздо больше, как обратившийся с верою к благодати, а не к силе человека, и сделавший это ради единого Бога. Как же скоро кто обращается не с верою, то все, «еже не от веры, грех есть» (Рим.14:23), - как написано. Такой пусть лучше идет туда, где имеет веру; только да будет ему известно, что он лишится великой награды за неосуждение, а, быть может, и ошибется, и, если начнет осуждать таких священников, то, по навету врага, начнет осуждать и чернить и невинных и чистых, подвергая тем опасности свое спасение." (св. Симеон Солунский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея)
Из параллельного места в этом же тексте ясно, что речь идет не только о грешных священниках, но и о грешных епископах:
"...и в недостойном, если только он рукоположен, архиерее, священнике, клирике, или служителе церковных треб, по силе рукоположения благодать действует, ради спасения обращающихся к нему, - и каждый получает от него освящение, и ни один не остается, не сподобившись его. Рукополагаемые ими рукополагаются; разрешаемые от грехов, или связываемые, разрешаются, или связуются, и все, совершаемые ими таинства, - действительно таинства: потому что совершает их не человек, но чрез этот орган - благодать." (там же)
Бл. Феофилакт
«"Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие."
В начале проповеди многие, будучи даже и недостойными, изгоняли бесов, так как демоны обращались в бегство именем Иисуса. Ибо благодать действует и чрез недостойных, подобно тому, как мы получаем освящение и чрез недостойных священников» (Толкование на Евангелие от Матфея. Глава 7)
Св. Никодим Святогорец:
«Так что же, скажет кто-то, - мы должны покоряться любому игумену, архиерею и правителю - даже если он недобрый? Я отвечаю тебе: что, христианин, ты имеешь в виду, говоря, что твой архимандрит или игумен недобр? Если он недобр в вере, то есть если он имеет еретические и хульные учения, то уйди от него, даже если он ангел, сошедший с неба. Если же он недобр в [собственной] жизни и подвиге, то покоряйся ему, ибо Господь говорит о таких, как он: «на Моисеове седалищи седоша книжники и фарисее. Вся убо елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите: глаголют бо и не творят» (Мф.23,3). Но о епископах и игуменах еретиках и развращенных в вере апостол Павел сказал, чтобы мы не прилагались их учения: «В научения странна и различна не прилагайтеся» (Евр.13,9). Почему же мы должны повиноваться архиереям и вообще всем пастырям, недобрым в житии, но не должны повиноваться архиереям (и вообще всем пастырям.), недобрым в вере? Потому что архиерей, недобро живущий, никогда не станет советовать другим тоже жить плохо: ведь и сам он, совершая злые дела, стыдится их. И из одного ясно видно другое: то есть раз он использует всякое ухищрение и способ, для того чтобы скрыть от людей совершаемые им недобрые дела, то как он сможет учить им других?» (Преп. Никодим Святогорец. Толковании на послание к Евреям . Цит. по иером. Доримедонт. К неверящим в то, что в наше время возможно доброе послушание пастырю. М., «Святая Гора», 2004. - с. 30-31).
«Что ж касается до немощи о. Гавриила, то Вам известно, что немощь священника как человека, отнюдь не препятствует совершению таинств, совершающихся по причине благодати священства, которою облечен человек, а не по причине собственных его достоинств, хотя и приятно видеть в одном лице соединение достоинств собственных с дарами благодати»(Свт. Игнатий Брянчанинов. Письмо иером. Антонию (Бочкову) 28 августа. Полное собрание творений. Том 4. С. 529.)
О недопустимости отделяться от грешного но не осужденного собором епископа (в частности, прекращать его поминовение на литургии) прямо говорят каноны Двукратного Собора: они определяют такое отделение как раскол.
13 Двукр. Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово; но и сей его навет совершенно воспрящая, святый собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, токожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергутся сообщения с раскольниками, и не обратятся к своему епископу.
14 Двукр. Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде соборнаго разсмотрения, отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном танодействии: о таковом святый собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита.
15 Двукр. Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви…
В интернет-обсуждениях некоторые, ссылаются на 31-е Апостольское правило:
Ап. 31. Если который пресвитер презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа.
Отмечают, что в греческом оригинале слово "судом" отсутствует, т.е. следует читать "...не обличив епископа ни в чем противном благочестию и правде...". Отсюда будто бы следует, что от тяжко и нераскаянно грешащих епископов можно отделяться. Некоторые идут дальше и делают вывод, будто их таинства могут быть неспасительными (по крайней мере для тех, кто знает об их грехах). Такое толкование, очевидным образом противоречит приведенным выше словам Отцов.
Впрочем, по мнению патролога А.Дунаева данное место в греческом тексте следует переводить просто "осудив". а как это понимать -- уже толкования.
http://danuvius.livejournal.com/371524.html?thread=6230852#t6230852 Приведу также фрагмент толкование на Ап.31 византийского канониста Матфея Властаря в Алфавитной Синтагме:
"...клирики могут отделяться от своих епископов не по какой другой причине, разве если обличат их судом как нечестивых или несправедливых. Другим же способом, хотя бы на епископа или на пресвитера были взводимы обвинения в тяжких преступлениях, несправедливо отступать от общения с ним прежде, чем суд, по тщательном расследовании, не низложит его: ибо благодать не от людей, но от Святого Духа, Который и чрез недостойных подает ее тем, которые приступают с теплотою веры: ибо не всех Бог рукополагает, говорит Св. Златоуст".