Оригинал взят у
makeev_dv в
Самара-2012. Впечатления.Рассказ о
Нижнем Тагиле я обязательно продолжу, но попозже. А пока - о недавней поездке, пока ещё свежи впечатления. Обычно я так не делаю, между поездкой и рассказом о ней у меня проходит довольно много времени, уходящего на отбор и обработку говнофоток (без обработки я их не выкладываю - фотограф из меня тот ещё), обдумывание концепции и сбор материала. Сейчас решил сделать оперативный отчёт, посмотрим как получится.
Итак, в начале мая 2012 года мы посетили с внезапной проверкой славный город Самару. Со времени последнего визита прошло целых пять лет и было любопытно отследить изменения. Кроме обычных туристических мероприятий - катаний по Волге, прогулки по историческому центру города и тэ пэ, были осмотрены районы, обычно ускользающие от взора даже вездесущих членов
![](http://www.livejournal.com/img/community.gif)
russiantowns. Планируется посвятить Самаре три или четыре поста, а может и больше, как получится. Первым пойдёт рассказ об общих впечатлениях от города. Пост большой, в дальнейшем обязуюсь соблюдать формат.
1. Что вспоминается сразу при упоминании названия "Самара"? Конечно же, Волга, знаменитая набережная и Волжский проспект - лицо города.
2. По Волге уже открыто движение, местами напоминающее городскую улицу в час пик. Лихачи носятся туда-сюда, закладывают крутые повороты и плюют на правила, пытаясь проскочить прямо у борта идущего рядом судна.
3. Уровень воды в начале мая ещё довольно высок, на месте пляжей пока узкие полоски песка, перемешанного с мусором. Но гражданам, желающим поскорее приобрести бронзовый загар, это не помеха. Они изыскивают способы удовлетворить свою прихоть, благо погода позволяет.
4. Остальные совершают променад по набережной.
5. Любителям архитектуры Самара может предложить много интересного. Например, очень цельную дореволюционную губернскую застройку. На фото улица Куйбышева, считающаяся главной улицей города. Трёхэтажное жёлтое здание - Благородное Дворянское собрание. Напротив него - отделение Госбанка, до сих пор используемое по назначению. Видимое в глубине серое здание в стиле неоклассицизма - женская гимназия, ныне средняя школа. Вдалеке видна колокольня лютеранской кирхи. Кстати, обратите внимание на трещины и колеи на асфальте. "Дорожная революция" (с) до Самары не добралась.
6. Иллюстрация к следующей архитектурной эпохе находится чуть выше по улице. Дом промышленности - монструозное постконструктивистское здание, своими масштабами вполне достойное
Харькова. Как говорят местные, по своей конструкции оно аналогично печально известной сгоревшей ментовке, тоже с деревянными перекрытиями. Что наводит на неприятные размышления.
7. За качественным сталиансом добро пожаловать на Волжский проспект. Обратите внимание - балконы, выходящие на Волгу не подверглись остеклению, бичу, тотально поразившему наши города. То ли власти запретили, то ли жильцы такие сознательные.
8. Имеются в Самаре и довольно интересные образцы позднесоветской архитектуры. 20-этажный дом на проспекте Ленина. Местные называют его "кукурузой".
9. Пять лет назад я поразился затишью, царившему в строительном комплексе Самары, по сравнению с бумом, захлестнувшим Екатеринбург. Город казался тихим, заснувшим и постепенно скатывающимся в лютый провинциализм. Самым заметным проявлением активности было строительство ЖК "Ладья" на берегу Волги. Сейчас ситуация изменилась, рост заметен невооружённым глазом. Хотя по масштабам и качеству проектов Самара ещё, конечно, сильно отстаёт. Впрочем, основные тенденции современной архитектуры в виде сине-стеклянных монстров подхвачены верно. На фото, между прочим, не офис, а жилое здание. Не знаю, что там за квартиры, но выглядит так себе. Место, правда, козырное - прямо напротив Речного вокзала.
10. В советское время Самара была крупным промышленным центром, находившемся на переднем крае научно-технической революции, здесь располагались одни их крупнейших в стране предприятий авиационного и космического комплекса. Сейчас авиационная компонента сдулась, после запрета ТУ-154 и невхождения в ОАК завод "Авиакор" фактически вычеркнут из списков авиационных предприятий России. Руководство завода сделало ставку на АН-140, но объёмы производства мизерные и не позволяют даже "выйти в ноль". "Прогресс", выпускающий ракеты-носители "Союз" пока трепыхается, на ближайшие несколько лет, пока у американцев не появится новый космический корабль, работой он обеспечен. Упадок промышленности сказался и на жизни города. Появились другие приоритеты, заслонившие собой славное прошлое.
11. Меняется и стиль жизни горожан. Медленно, но верно, Самара превращается в эдакий "курортный" город. Ей и раньше были присущи особенности городов, расположенных у "большой воды" (необязательно у моря): слегка расслабленный ритм жизни, некоторый пофигизм, раскованность, непринуждённость атмосферы и т. п. Сейчас эти черты естественным образом усилились. Толпы легко одетых людей даже в будни оккупирующих набережные и парки невольно наводят на мысль: "Тут кто-нибудь ваще работает?!"
12. Кажется единственное занятие горожан после схода снега - затарится пивом и поехать за Волгу, чтобы беззаботно оторваться. Говорят, что летом на противоположном берегу Волги возле Рождествено появляются целые палаточные города, куда самарцы перебираются из душных городских квартир и живут там до осени.
13. Старые улицы исторического центра имеют вполне "приморский" вид.
14. Да и тамошние дворы весьма недооценены. Чем не Одесса-мама или Ростов-папа?
15. "Южного колориту" добавляют высаженные по всему городу (не только на Ленинградской, что на фото) каштаны. Пять лет назад я их не замечал.
16. Статус "курортного" города обязывает - самарцы стали активнее зарабатывать на туристах. Если пять лет назад хоть какие-нибудь плёвые магнитики мы искали что называется днём с огнём, то сейчас развалы со всевозможной сувенирной продукцией попадаются если не на каждом шагу, то очень часто.
17. Кстати, о магнитиках. Большинству российских городов (в том числе и Екатеринбургу) приходится изощряться, чтобы изобразить на сувенирах какой-нибудь символ, с которым его могли бы ассоциировать. Бедны наши города на архитектурные шедевры, а местная история не раскручена и никому не интересна. Самаре повезло в этом плане. Здесь имеется вещь, при одном упоминании которой, имя города моментально всплывает в голове у населения. По крайней мере, у мужской его части. Речь, конечно же, о Жигулёвском пиве.
18. Приехать в Самару и не сходить к Жигулёвскому пивзаводу это всё равно, что приехать в Питер и не посетить Эрмитаж. Если я и преувеличиваю, то самую малость. Тем более, что расположен он очень удобно, на берегу Волги, по дороге от набережной к Речному вокзалу.
19. Его основателем считается выходец из Австрии Альфред Филиппович фон Вакано. Точнее сам завод существовал и до него, фон Вакано в 1881 году взял его в аренду, перестроил и назвал современным именем. Ну а всем известный Жигуль появился в 1934 году, когда так обозвали прежнее "Венское" пиво.
20. Вот так, посоны, выглядит настоящее "Жигулёвское". Поверьте, оно очень отличается от того, что мы пьём у себя. Да-да, я в курсе, что сейчас Жигуль уже не торт, что и он испортился. И всё же, после употребления самарского "Жигулёвского", продукция местных пивоваров пьётся уже с меньшим удовольствием.
21. Однако, самый цимес состоит не том, чтобы купить бутылку "Жигулёвского" в магазине, а в том, чтобы приобрести канистру разливного прямо на заводе. "Дно", заводская разливайка - культовое место не только жителей Самары, но и всех любителей пива. Сейчас, как и всякая распиаренная достопримечательность, "Дно" оккупировано туристами, коренные самарцы предпочитают не давится в очереди, а налить точно такого же пива где-нибудь в городе.
22. Тут же рыбка к пиву. Правда, собственно волжской рыбы сейчас очень мало, а если есть, то привезённая издалека - из Волгограда, а то и из Астрахани.
23. Кто-то берёт к пиву рыбу, а кто-то предпочитает раков. Этой весной цена на них в городе была 250-270 руб/кг, на "Дне" те же раки стоили на сотку дороже.
24. Разливное "Жигулёвское" бывает нескольких видов: бойлерное (или т. н. "живое") по 55 руб/литр в городе, кеговое (в чём разница с бойлерным по вкусу я не разобрал, дело, видимо, в сроках хранения), просто "светлое" и нефильтрованное. Кроме "Жигулёвского" пивзавод выпускает пиво "Фон Вакано", посвящённое основателю дела и практически неизвестное за пределами Самары. Мне оно понравилось даже сильнее Жигуля, хмеля в нём побольше, оно более горькое и ароматное.
25. Приятно вечером взять пивка, выйти на балкон и смотреть как солнце садится за Волгу.
26. Ну, хватит лирических отступлений, пора переходить к сухой информации. Начнём с городского транспорта. В метро мы не спускались, все и так знают, что оно в Самаре ни уму ни сердцу, пользовались наземным транспортом. Ездить по Самаре интересно, но очень утомительно. Город вытянут вдоль берега Волги, маршруты длинные, и пока от "Колизея" или с Металлурга доберёшься до центра, успеешь заснуть. Стоит сразу упомянуть о некоторых особеностях транспортного обслуживания в Самаре. Например, это плата за проезд в зависимости от расстояния, что ставит в тупик приезжих. Хорошо, что эта система действует только в маршрутках, в муниципальном транспорте тариф фиксированный. Кроме того, в Самаре много маршрутов ОТ действуют только в определённые дни, например, из 22 трамвайных маршрутов 6 ходят только по рабочим дням, 3 только по выходным и 2 только в часы "пик" по рабочим дням. Автобусный парк Самары очень разнообразен. В Педивикии пишут, что его основу составляют белорусские МАЗы, но мне почему-то ни один так и не попался. Зато Скании питерской сборки, Нефазы и ЛИАЗы попадались часто. Отдельно стоит сказать о самарских маршрутках. Согласно статистике их доля в общем пассажиропотоке пока не превышает долю муниципального транспорта. Однако на глаз кажется, что большинство самарцев передвигается по городу только на них. Культура обслуживания на этом виде транспорта крайне низка, большинство парка составляют адские Газельки, тотально отсутствуют кондукторы, в том числе на маршрутах, обслуживаемых "Богданами", "Хёндай-Каунти" и ПАЗиками. Единственный отрадный факт - водители не гастарбайтеры, а местные, что несколько повышает безопасность движения. Высок риск "украинизации": большинство маршрутов частных перевозчиков дублируют маршруты муниципального транспорта, что в корне неверно, т.к. может привести к "вымыванию" муниципальных машин.
На фото трамвай 71-405 производства "Уралтрансмаша". Сфотографировать "земляка" было одной из целей поездки. Сейчас в Самаре таких вагонов в несколько раз больше, чем на "родине". По иронии судьбы все они сосредоточены в Северном трамвайном депо, так же как в Екатеринбурге.
27. Электрические указатели движения по полосам на Московском проспекте. Когда я их фотографировал, они вдруг одновременно погасли, а я вовремя не заметил и не переснял.
28. Жёлтенькая пешеходная "зебра" там же. В Екатеринбурге я тоже вроде бы видел однажды цветную "зебру", но не могу вспомнить где. Или мне привиделось?
29. Стандартная самарская остановка общественного транспорта. Привычных нам остановочных комплексов в виде более или менее аккуратных торговых павильонов там нет.
30. Точнее за остановочный комплекс может сойти, например, это.
31. Хотя чаще остановки выглядят так. Вы уже догадались, что далее речь пойдёт об ещё одной самарской фишке - чудовищной по масштабам уличной торговле. Такого нагромождения на улицах ларьков самого разнообразного фасона и технического состояния я не видел уже лет десять. Точнее видел, но на Украине. Даже ликвидированный недавно рынок у Трёх вокзалов в Москве не имел такого размаха. В Екатеринбурге борьба с "нецивилизованными" формами торговли началась ещё раньше, в начале 2000-х. Было заявлено, что в городе должно остаться только три вида ларьков: цветочные, газетные и киоски с мороженым. Торговля всеми остальными товарами должна вестись только в магазинах. Эта политика довольно скоро принесла плоды, к 2008 году город был практически очищен от ларьков. Потом случился кризис и власти в целях поддержки малого бизнеса допустили установку некоторого количества ларьков, несравнимо меньшего, чем было раньше. Сейчас объявлено, что так как кризисная волна схлынула, то закончились и послабления, и ларьки снова стали убирать. В Самаре же как будто не заметили, что девяностые давно прошли. Всё также возле "Губернского рынка" бабки стоят длинной вереницей вдоль тротуара, торгуя немудрящим товаром. На перекрёстках основных магистралей укоренились "стихийные" рынки, мешая движению и распространяя антисанитарию.
32. Даже в центре города можно встретить вот такие приветы из девяностых. Ларёк на углу Фрунзе-Красноармейской.
33. В других местах всё гораздо хуже. Ларьки заполонили тротуары, людям приходится ходить по проезжей части.
34. Иногда уличная торговля принимает совсем уж дикие формы. Здесь рынок оккупировал весь тротуар, обойти его нельзя, люди, даже те, которые ничего не собираются тут покупать, вынуждены идти в эту дыру, подвергаясь риску поскользнуться на банановой кожуре или попасться на крючок карманнику.
35. Впрочем, в некоторых местах эту стихию пытаются взять под контроль. Устанавливают более или менее аккуратные единообразные павильончики, не знаю по инициативе властей или самих коммерсантов.
36. Что касается магазинов, то, если вам понадобится проиллюстрировать тезис "москвичи всё скупили!", Самара отличный тому пример. Ещё в 2006 году крупную самарскую продуктовую сеть "Самара-Продукт" купила "Копейка" и с тех пор самарский продуктовый ритейл почти полностью попал под влияние федеральных брэндов. "Карусели", "Перекрёстки", вездесущие "Пятёрочки" и "Магниты" вытеснили с самарских улиц местные сети. Правда стоит отдать должное федералам: для своих магазинов они строят крупные торговые центры с современными технологиями. Проникли в Самару и международные брэнды "Метро", "Ашан". С полгода назад открылась многострадальная самарская "Икеа". Интересно, что так как открывать её собирались ещё несколько лет назад и к открытию завезли товар, то торгует теперь самарская "Икеа" тем, чего давно нет в других магазинах.
37. Впрочем, полностью местные торговые сети, конечно, не исчезли, но мне почему-то не попался ни один их магазин, кроме магазинов местной алкосети :)
38. На долю местных предпринимателей остался формат т. н. "шаговой доступности": магазины на первых этажах жилых домов, те из старых советских магазинов, которые не заинтересовали москвичей, или вот такие ларьки во дворах.
39. Самара очень зелёный город. В городе много парков, скверов, бульваров, просто обильно озеленённых (я бы даже сказал заросших) улиц. Не знаю по какой причине - слабого по масштабам того же Екатеринбурга строительства, отсутствия "дорожной революции" или ещё чего, но деревья никому не мешают и их не трогают. Вот по этой улице, между прочим, ходит троллейбус. У нас бы давно деревья обрезали под предлогом, что они мешают контактной сети. В Самаре почему-то нет такой проблемы. Как нет и проблемы тополиного пуха. Сам пух есть и по случаю ранней весны в центре города нельзя было сделать пары шагов, не чихнув. Но тополя все на месте.
40. Водоёмы во дворах, которые здесь именуются "озёрами", встречаются очень часто и служат отличным местом отдыха для жителей окрестных домов. Степень чистоты и благоустройства окрестной территории, конечно, разная. Но везде по вечерам собирается народ и культурно (без иронии) отдыхает.
41. Местный вариант столба с указателями расстояний.
42. Подборка самарских уличных аншлагов. Такие встречаются в центре города: современное и историческое название улицы.
43. Это образец из спального района. Улица называется Стара-Загора, в честь болгарского города-побратима Самары.
44. Аншлаг, намалёванный прямо на стене дома.
45. Очередная самарская фишка - монументальные указатели, стоящие обычно на перекрёстках важных магистралей.
46. Подборка самарских вывесок. Эпидемия "Еръни" не обошла стороной и Самару.
47. Попытался представить что же представляет из себя рай для колбас. Не смог.
48. Тут нас пытаются на@бать. Только со второго раза понимаешь, что имеется ввиду ресторан "Россия". А мы уже раскатали губу.
49. А здесь всё честно и открыто. Спасибо, братан, к конкурентам ни ногой!
50. Чиста канкретная вывеска для реальных посонов.
51. Место обитания офисного планктона в центре города. Название, конечно, уродское, но что делать - креативный класс, хуле.
52. Рубль что? Почему денюжку везут в тачке?
53. Подскажите что значит слово "Тандер". "Тендер" знаю, "тандем" знаю, "тандер" не знаю...
54. От вывесок переходим к рекламным конструкциям. Город у воды, конечно, не может обойтись без корабля. Судя по всему, эта конструкция сохранилась ещё с советских времён. Что здесь было раньше: рыбный магазин, ресторан?
55. Где он раздобыл эту "тройку""шестёрку"? Внимание на номер.
56. Здесь я поначалу хотел обратить ваше внимание на самопальную попытку утепления дома с помощью монтажной пены, но инсталяция из бутылок тоже ничего. Существо явно женского полу, о чём надо было думать, устанавливая это во дворе? Какие-то фурри-извращенцы.
Вот такие вот у меня общие впечатления от Самары. Далее будет более конкретно о советской Самаре: Металлург и спальные районы. Пока для себя не решил стоит ли выкладывать центр города, о нём только в
![](http://www.livejournal.com/img/community.gif)
russiantowns с полста постов, вряд ли я покажу что-нибудь новое.
Дорога до Самары.