Как русская сказка научает любить родную землю

Nov 10, 2014 19:23

Американские сказки самые тупые из всех существующих. Их не любят и почти не знают, потому что они не интересны. Лучшее, что в них есть, - это от индейцев. Если убрать индейские мотивы, то останется только примитивная американская рассудительность и суеверия.

Европейские сказки отражают алхимический характер средневековья и борьбу с ведьмами (для православной культуры это не характерно). У них волшебства и чародейства часто напрямую, а не опосредованно показывают нечисть в виде человеков. И, кажется, других волшебств они не знают, кроме колдовства начитанного Гарри Поттера.

Язычник видел богов в самой природе, поэтому языческие мифы говорят о страшной и неведомой нам силе Природы, законы которой часто враждебны человеку, поэтому человек обречен на то, что его судьба от него не зависит. "Духов природы" он старается подкупить, чтобы они были к нему благосклонны. Язычник боится Природу, поскольку она мало предсказуема в своих стихиях. А если замечает законообразности, то наделяет эту Природу разумом. Поэтому языческие мифы антропоморфны.

Русскую народную сказку невозможно понять без православного мировоззрения. По православному пониманию человек плоть от плоти является частью этого мира. Душой мы родственны  всему, созданному Богом мирозданию. Но при этом Человек был создан, как хозяин вселенной, по подобию и образу Самого Творца, и от его нравственности напрямую зависит сохранение жизнеспособности и поддержание красоты окружающего его мироустроения.

Такое мироустроение и миропонимание замечательным образом отразилось на русской народной сказке. От язычества мы берем понятие этого мира, как живого организма, в котором все тесно взаимосвязано. Но ребенку мы не будем читать курс богословия. Маленький человек лучше всего постигает мир в образах (с возрастом такое восприятие мира сохраняется только у художников и поэтов). Поэтому русская сказка оставляет языческие образы, но вкладывает в них уже христианское содержание.

Месяц - Ясный, Солнце - Батюшко Красное, Ветер - Ветрович, Земля - Матушка и Кормилица, Мороз - Добрый дедушка Морозко, Хозяйка Медной горы, деревья, травы - это все друзья Человека, поэтому они красивы и благолепны. Человек ведет разговор с Богом посредством созданного Им мира, в этом мире все устроено разумно и добро зело. Но в мире правит князь тьмы, и только Промыслом Божьим мы можем победить эти злые силы. С животным миром ещё теснее связь, каждому предназначено свое определенное место в этом мироздании. В животных есть некоторый рассудок и понимание, ибо они созданы, чтобы служить Человеку. Олень Золотые рога слабых защищает, Козлик Серебряное копытце самоцветы выбивает, Курочка Ряба золотые яйца несет, по щучьему веленью мы получаем желаемое и даже Лягушка у нас - Царевна!

А нечисть (Зло, не Добро, не Правда) никогда не имеет образа (созданий Божьих), а всегда облечена в некие безобразия или несообразности типа Избушки на курьих ножках. Вся нечисть - кикиморы, лешие, Змей Горыныч облечны в некие абстрактные и аморфные формы, не имеющие красоты и лепоты созданий Божьих. И только образ змея (и вообще все ползучие гады) получает конкретный образ нечисти, потому что именно Змей совратил Еву в раю. С нечистью связаны образы колдунов и волшебников, поэтому их безобразие сказывается на образе Бабы Яги и Кащея Бессмертного (который, собственно, сам Сатана).






















Так сказка воспитывает в маленьком человечке любовь к Родной Земле, умение жить в гармонии с окружающим нас миром и горячее желание защищать её от врагов


Русский мир, сказка ложь да в ней намек

Previous post Next post
Up