«Я берег не Самодержавие, я берег Россию»

Jun 15, 2021 09:31





Константин Леонтьев, из письма к И.И.Фуделю от 6-23 июля 1888 г.:

- Вообразим себе, что лет через 50 каких-нибудь весь Запад сольется (мало-помалу утомленный новыми европейскими войнами) в одну либеральную и нигилистическую республику наподобие нынешней Франции <...>. Положим, что и эта форма солидной будущности не может иметь, но так как всякое, хотя бы и преходящее, но резкое направление человеческих обществ находит себе непременно гениальных вождей, - то и эта обще-федеративная республика лет на 20-25 может быть ужасна в порыве своем. Если к тому времени славяне, только отсталые от общего разрушения, но не глубоко по духу обособленные, со своей стороны, не захотят (по некоторой благой отсталости) сами слиться с этой Европой, а будут только или конституционным царством, или даже и без конституции, только, как при Александре II, монархией, самодержавной в центре и равноправной, однообразно-либеральной в общем строе, то республиканская все-Европа придет в Петербург ли, в Киев ли, в Царьград ли и скажет: «Отрекитесь от вашей династии, или не оставим камня на камне и опустошим всю страну». И тогда наши Романовы, при своей исторической гуманности и честности, - откажутся сами, быть может, от власти, чтобы спасти народ и страну от крови и опустошения, и мы сольемся с прелестной утилитарной республикой Запада.

***

Нет пророка в своем Отечестве!

«О, если бы покаянно могла склониться пред духовной красотой умученной царской семьи вся Россия! Это означало бы воскресение России к новой светлой жизни»23.

Личное общение св. царя Николая оставляло неизгладимо благоприятный отпечаток на душах многих людей, с ним встречавшихся. Это и простой народ, и образованные аристократы, и даже вольнодумные интеллигенты,



которые «с изумлением ощущали при встречах Царя с народом, что этот небольшого роста в военном мундире офицер величественен походкою, сдержанностью жестов, вескостью слов и лучезарностью глаз, обладавших способностью одновременно многих воинов в строю или многих людей в толпе озарять ласковым взглядом. Этот взгляд сливал душу народа, душу державы, с душой Царя. И войско, и толпа с интеллигентами в ее толще, приходили в восторг…, восхищенные его зримым ореолом царственности и незримым сиянием державности».

Во время саровских торжеств 1903 г. народ всюду принимал своего Царя-Батюшку радостно и восторженно. Гром рукоплесканий, мощное русское «ура» неслось со всех сторон, где только появлялся Божий Помазанник. Нередко к нему подходила группа крестьян. Образовывался круг, в центре - Государь. Начиналась беседа отца с детьми, детей с отцом. Участник торжеств князь Волконский свидетельствовал, с какою радостью и слезами умиления отходили от Императора крестьяне. «Боже, спаси и сохрани нашего Царя-Батюшку», - осеняя себя крестным знамением и глубоко вздыхая, молились простые православные люди. «Нашего». Да, он воспринимался именно как свой, родной - не только по крови, но и по духу, по православной вере.

Стоит также обратить внимание на судьбу Чарльза Сидней Гиббса, бывшего учителем английского языка для царских детей. Духовный путь этого англичанина к православной вере, на который главное положительное влияние было оказано именно личностью императора Николая (а также членов его семьи) описан в недавно вышедшей книге Кристины Бенаг «Англичанин при царском дворе»14. Не случайно в монашестве Чарльз принимает имя Николай и, получив со временем сан архимандрита, становится, по слову митр. Каллистоса (Уэра), «основателем православной церкви в Оксфорде, пионером развития Английского Православия». Домовый храм, основанный этим священнослужителем в Оксфорде, хотя и был освящен в честь свт. Николая Чудотворца, но, по свидетельству лиц, близко знавших архим. Николая (Гиббса), такое имя было выбрано опять-таки в связи с особенным благоговением к памяти убиенного Царя.

Происходя из благочестивой английской семьи, Сидней Гиббс не сразу понял, а тем более принял, православные традиции, поддерживающиеся в царской семье. Его две сестры были замужем за англиканскими священниками, а о Сиднее родной его отец мечтал, что тот станет священнослужителем в той же англиканской церкви15. Перелом в духовном мировоззрении этого традиционно консервативного англичанина произошел, особенно, под влиянием личного благочестия членов царской семьи. Архим. Николай рассказывал о том неповторимом впечатлении, которое оставило в его душе незлобие и жертвенное настроение Царя во время ареста и ссылки.

Высота жертвенного настроения выразилась еще в эпоху первой русской революции - из глубины этого душевного страдания Царь произнес пророческие слова, совершенно точно указавшие на ту роль в невидимых судьбах России, которая была предназначена ему самим Богом: «быть может, для спасения России нужна искупительная жертва, - сказал Государь - я буду этой жертвой. Да будет воля Божия»16. Такой настрой был характерен для последнего российского Императора не только в преддверии мученской кончины, но на протяжении всего жизненного пути. Известно, что многие из тяжелейших испытаний, выпавших на долю России, были открыты царю Николаю через людей, обладавших дарами пророчества (письмо преп. Серафима Саровского, откровения блаж. Паши Дивеевской). Иначе как долговременным мученичеством нельзя назвать ежедневный труд на пользу народа и Отечества при понимании неизбежно грядущей катастрофы. «Он был мучеником, - отмечал в своих воспоминаниях полковник Е. Месснер,- был великомучеником с первого дня царствования (с Ходынки) и до последнего дня (отречения во Пскове). Каково величие души - царствовать в сознании обреченности - и под мученичеством выполнять свой царский долг, нести бремя державности»17.

Уже перед самой кончиной жертвенный настрой святого Царя достигает своего апогея. В одном из последних писем великая княжна Ольга Николаевна писала: «Отец просит всех, кто остался ему верен..., не мстить за него, ибо он простил всех и молится о них... Нынешнее зло в мире усилится, но не злом побеждается зло, а лишь любовью»18.

...


Духовное измерение личности императора Николая II: значение для судеб Отечества - иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) - читать, скачать

Труд иеромонахов Кирилла и Мефодия (Зинковских) «Духовное измерение личности императора Николая II: значение для судеб Отечества». Большинство творений и сочинений нашей Библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.

azbyka.ru



Святая Царская Семья, цареубийство, цивилизационный код, Святой Отец народа, К.Леонтьев, Православие-Самодержавие-Народность, Покаяние, Святой Государь

Previous post Next post
Up