Научно-исследовательская экспедиция Д.Менделеева по Уралу - отчет 1900г.

Nov 03, 2020 14:56


Чем далее, тем более выясняется с неумолимой ясностью, что никаких экономических предпосылок для революции 1917г. в России не было. В конце XIX века промышленность Урала не успевала за бешеным экономическим скачком в стране. Министерство промышленности и торговли желало знать, в чем конкретно заключается причина медленного развития металлургической отрасли на Урале, резко отстававшей по темпам роста от только что созданной Южно-Российской (ныне Украинской) на коксовых углях Криворожья. Чиновники Петербурга ждали также информации, сколько вообще чугуна, железа и иных товаров можно ожидать от Урала и по какой цене; какая государственная поддержка нужна индустрии Урала для удешевления железных изделий, и могут ли они конкурировать на мировом рынке при максимальном использовании местных ресурсов руды и леса.

Маршрут экспедиции охватил Пермские заводы, восток Сибири, Средний и Южный Урал, Менделеев и его помощники передвигалась по стране и на пароходе, и по железной дороге, и на почтовых. Сам великий ученый посетил Кушву, Нижний Тагил, Екатеринбург и Билимбай, а его помощники обследовали Богословский, Нижнесалдинский, Сысертский, Баранчинский, Ревдинский и еще около четырех десятков уральских заводов.



Не разделяя взглядов социалистов и коммунистов на революционные методы переделки мирового порядка, Менделеев относил себя к реалистам, всеми силами стараясь доказать возможность эволюционным, реформистским путем уйти от экономических и социальных потрясений в судьбе Отчизны. Он писал: "Труд нынче поставлен в антагонизм капиталу. Хотят перескочить через капитализм, который есть неизбежное историческое средство, придуманное людьми, чтобы через него достигать основных национальных целей и общечеловеческих. Сюда, не без колебаний, примкнул и я. А потому надо мириться с ним, стремясь найти пути для освобождения от его неумеренного аппетита. Я стою за создание новых капиталов в России, за конкуренцию и борьбу капиталов меж собой и за их встречу с усилиями бескапитальных предпринимателей. Толковые усилия последних мне милее всего".



1. Запутанность землевладельческих отношений, которая тянулась после реформ 1861-го года, порождала массу проблем с лесными угодиями, незанятостью населения - отсюда и  старой припиской некоторых безземельных крестьян к заводам и пр. т.п.. Чтобы дать работу людам, Строганов даже построил новый завод, и таких примеров, как с гордостью говорит Менделеев о русском человеке, было сплошь и рядом.  Клубок проблем, которые невозможно было разрубить одним махом, приводил к "медленности" развития металлургии на Урале. А всё отобрать и недовольных убить, как это сделали большевики, ни одному нормальному человеку в голову не придходило.. "Надлежащий рост промышленности немыслим в крае, где ипотека земли не завершена": с одной стороны "не пущають", с другой стороны - "не наделяют землей". "Но есть ещё и третья сторона -  гужевой провоз, медленный по своей природе".





Посессионное право (лат. possessio - владение) - один из видов имущественного права в Российской Империи XVIII-нач.XX столетий. Заключалось в передаче промышленникам и предпринимателям недворянского происхождения крестьян и земли в целях развития фабричного производства.

"Ныне нужно быть землевладельцем, и очень крупным, чтобы начинать железное производство на Урале, а тогда можно будет где-то в подходящем месте, хоть крестьянину на своей надельной земле, затевать либо маленькое, либо и громадное новое дело. И дела начнут расти, как грибы, или как росли нефтяные предприятия в Баку, в оные времена - на глазах у меня. Повезем тогда - хоть через Обскую губу - железо к англичанам, свой рынок наполним и доведем цены до небывало малых. Все дело - в новых силах и дорогах.

Когда я, в конце 60-х и нач. 70-ходов говорил все это про бакинскую нефть - в глаза мне смеялись, называя "профессорскими мечтаниями". Теперь, когда то сделалось, говорю ясно: выполните немногое, о чем пишу, и повезут уральское железо в Англию опять массами, с рельсов начиная."

3. В отличие от Урала, в Донецке и польских губерниях все уже было испрещено железными дорогами, которых к концу 19 века пока ещё катастрофически не хватало (всего 19 % от необходимого кол-ва ж.д. путей), да и те в основном были построены частными заводчиками. "Притом, с 1878г., когда открылась ж.д. ветвь Пермь-Екатеринбург, по 1896, когда открылась ветвь Екатеринбург - Челябинск, присоединяющаяся к Транссбу, Уральская дорога не давала иного выхода в сторону Запада, как на Каму, т.е. могла служить только летом. (...) Знаю, что все железные дороги, надобные России, проводить сразу нельзя, но думаю, что Урал говорит сам за себя... (...) Но все же железная дорога обслуживет край и её местное значение год от года растет".

Буквально через 5 лет на Урале был такой же ж.д. бум, как и по всей России.
https://mrlycien.livejournal.com/1292319.html

На фото мост через Кыштымский пруд:



фото: ж.д. Челябинск-Екатеринбург. Подпорная стенка, утес Шишка



фото: 1890. Выемка ст Златоуст.



фото: Железнодорожный мост на перегоне Хребет-Сыростан. 1894 г.



4. Предварительным этапом изучения проблемы стало для ученого рассмотрение топливно-сырьевых аспектов Уральской территории, причем, в единой взаимной связке - топливо, экология, качество железа.И руда на Урале есть, и топливо есть, проблема была подвести руду к топливу. А вот "в Англии и в Германии это не так - говорит Менделеев - Там и теперь руд не хватает, а лет через 50, коли не ранее, наверное повезётся к ним наше, с Урала, железо, и тогда мы будем им ставить цену".

"Цемента, железа, камня, глины довольно на Руси, надо только удешевлять их и дешево доставлять, а это без железа немыслимо, а в России может быть изобильным и дешевым только с Урала".

5. Менделеев благодаря широте и оригинальности его методов, внимательно и глубоко исследовал историю вопроса, быстро понял социальную, человеческую суть запутанной проблемы двухвекового существования железного дела на Урале. Он сразу определил основную причину хронической отсталости края: "Способы удешевления железа не в спросе и предложении, а в облегчении труда извлекаемых металлов, а они - дитя знаний, настойчивого трудолюбия и пытливых усилий не масс, а счастливых избранников... Наш век отличает "изобретение" от "подражательности"... В деле железо-промышленности это ясно как дважды два. Только изобретение снижает цену железа, сокращая количество человеческой работы в единице продукта".

ХIХ век дал металлургии мощные нововведения Г. Корта, П. Мартена, Г. Бессемера. С изобретением доменных и мартеновских печей в десятки раз сократился расход топлива и в сотни - трудозатраты, повысилась ценность квалифицированного труда и самой жизни мастера-знатока. Решающий ресурс индустрии, по Менделееву, - это интеллект. Д. И. Менделеев, в отличие от мраксистов/коммунистов, выдвинул на первый план новую категорию цивилизации будущего - нематериальные ресурсы: знания, изобретения, ноу-хау. Мы видим, что особенно важную роль они играют ныне, в XXI веке.

"Все машины и приборы уже есть на Урале в зародышах, а впоследствии должны встать во главу производства".

6. Особенности уральской природы сказывались на характере уникальной металлургической продукции. Несмотря на то, что Урал богат разными видами топлива, Менделеев советует и далее культивировать "возможное производство чугуна только на древесном угле", потому что "оно внушается всей историей Урала, "всеми его естественными условиями и, что особо важно заметить, чистотою древесно-угольного чугуна. Если не весь, то пусть хоть значительная часть русского чугуна и впредь останется древесно-угольною, это облегчит весь дальнейший передел и сохранит славу чистоты и мягкости русского железа. А мне, признаюсь, эта сторона уральских дел до крайности симпатична и, опираясь на историю, обещает впереди опять новую славу русской стали".

"...руды Урала не то, что не хуже, а много, много лучше, говоря вообще, руд западно-европейских, говоря именно об английских, немецких, бельгийских и французских - по качеству своему, по количеству железа, по цене добычи и по массам, легко доступным для разработки. (...) на руде Урал явно выгадает перед всей западной Европой. (...) На топливе Урал, если не выиграет, то точно не проиграет, если сравнивать не исключительно благоприятные места, а средние цены."

7. С этим связана роль леса, которой в отчете тоже уделяется много внимания. "Горный узел Урала (...) определяет на громадной площади жизнь русских людей - начиная с земледельческой. Истощите тут леса, пустынными станут не только самыя горы, но плоскости, населенные миллионами русских. Эти элементы сознательности не были в умах ни у классиков, ни у их предшественников - азиатцев. И в Грецию, куда хлеб везут, и в азиатском центре, откуда много народу давно бежало, потому что леса истощали, их значения не сознавали. Законы о лесах - один из великих плодов мудрости прошлого Царствования. Их следует с особою настойчивостью приложить именно в Уральских краях. А потому русская сознательность отвечает ясно на первый вопрос: на Урале никоим образом не следует допустить даже начала истощения лесов. Это ныне на Урале сознали все главные хозяева земли. (...) Пашня хоть и нуждается в воде и солнце, но все же дело людское. Таков же и холеный лес. Там год или два должны окупаться жатвой, а здесь жатва через 60-100 лет. Тут, значит, расчет посложнее, капитал видите, тут поколения проходят, пока жатва приспеет. Зато урожай в сотни раз вернее, что знает всякий, живший возле пашни и леса. А краткость общего оборота в хлебном хозяйстве и есть, на мой взгляд, первая причина того, что прочной, на долгий срок расчетливости нет у земледельца. Но таков по существу всякий "промышленник" (от слова "мыслить", да ещё с усилением "про-мыслить"), а следовательно, и железный. Он волей или неволей должен задумывать на долгий срок, поступать с оглядкой и с расчетом. Оттого и объясняется тот поражающий на первый взгляд и доныне не оповещаемый - факт, что когда едешь по Уралу, то везде, чуть ли не на каждом шагу видишь леса холеные, чистые, чередовые вырубки, дороги по ним, канавы, просеки на версты, порядок... Точно в иное, не русское Царство попал! И земледельцу лес нужен, особенно уральский, но он его не бережет, травит и портит. Нужен он и железно-заводчику, но тот уже по опыту научился беречь, особенно сызмала, т.к. иначе и большого не будет.А будет развиваться железное дело на Урале - ещё больше станут беречь, про-мыслять о нем. Железное дело выходит школа лесоводства."
"Древесный уголь на Урале не дороже, чем кокс в Западной Европе".



Из свода Законов Российской Империи: http://nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=1976

http://nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=1976

В марте 1899 года Д.И. Менделеев в докладной товарищу министра финансов В.Н. Коковцеву даёт рекомендации. Он считает необходимым передать Военному и Морскому министерствам казённые заводы, соответствующие интересам обороны. Остальные предприятия такого рода, государственные горные заводы Менделеев предлагает отдать в частные руки с целью создания конкуренции для снижения цен, поскольку этого требовала злободневная необходимость.

Однако в будущем Менделеев видит другую перспективу. В заключительной части он, не боясь "коснуться личных интересов, в отношения которых вмешиваться жутко", отвечает на вопрос о казеных предприятиях: "Говорю, как Бог на душу положил и посильный разум одобрил, вся будущность Урала - в руках государственных предприятий. Так как несомненно, что Правительство - в заботах о теперяшнем и предстоящем благе народном - ставит ныне на первый план промышленное развитие страны..."

Результаты экспедиции ученый свел в 1000-страничном отчете "Уральская железная промышленность в 1899-1900 г.": для прогресса Урала требуются большее развитие здесь частной инициативы, обновление техники и технологии, улучшение дорог, расширение железнодорожных путей.

Собственно, оригинал: http://gpntb.dlibrary.org/ru/nodes/3308-mendeleev-d-i-uralskaya-zheleznaya-promyshlennost-v-1899-godu-ekaterinburg-2006

Завершая отчет, Менделеев сказал:



Западно-Уральская железная дорога

Построена в годы правления Николая II в 1911-1916 годах. Дорога проходила по западному склону Уральских гор (в частности Бардымского хребта) на Среднем и Южном Урале, имела в длину около 490 км.
Дорога была открыта 16 октября 1916 года.
Сегодня железная дорога находится в составе Свердловской железной дороги.



фото: Празднование 300-летия Дома Романовых. депо Челябинск. 1913 г.



Как и 100 лет назад, частная инициатива  и нравственный капитал могли бы нас спасти сегодня. Но разве Менделеев мог предполагать, что русский народ откажется от Бога?..

Большевики, придя к власти, использовали лишь технические аспекты предложений Менделеева, например, связку Кузбасс-Урал для возведения в Магнитогорске и Новокузнецке гигантов металлургии, способных дать на короткий срок, на принудительном труде дешевый металл для оборонных нужд в годы Великой Отечественной войны. Ученый же предлагал проложить железные дороги к Белому морю для экспорта железа. За столетие этого так и не произошло, а дороги к Ледовитому океану были построены до Салехарда значительно позже - во время освоения Западно-Сибирского нефтяного района в 1970-х гг. Древесно-угольная стратегия, призванная сохранить высокое качество изделий, в 1930-х гг. была признана "вредительской" и устранена.

На донесении советской разведки из Берлина о неминуемом немецком вторжении 22 июня Сталин собственноручно написал:

"Товарищу Меркулову. Можете послать ваш источник из штаба германской авиации к еб-ной матери. Это не источник, а дезинформация"

Да уж, с таким дальновидным верховным даже удивительно, что страна не откатилась до японского фронта...

Повезло всё-таки, что Транссиб цари построили, а не Сталин (так же, как он пытался построить Трансполярную магистраль), что Николай II оставил Мурманск и Мурманскую железную дорогу для Ленд-лиза, царские линкоры и береговые батареи, винтовки и пушки. И что все маршалы победы были офицерами и унтер-офицерами Первой мировой, как правило, кавалерами Георгиевских крестов (а некоторые, как Толбухин и Василевский, еще и офицерских орденов)...



Нынешние прогнозы на будущее тоже не утешительны:



Ведущим прогнозом стратегии металлургии Урала остается по-прежнему связка "инвестиции - интеллект - ресурсы", которая обостряется мировой конкуренцией по всем параметрам: спад прироста населения - интеллектуальный вакуум, связанный с пробелами в образовании - истощение близких недр - недостаток капитала - удаленность путей сбыта. Непонятно также, кому принадлежат ныне крупнейшие горнодобывающие комплексы, информация далеко не всегда прозрачна.

Велик и экологический риск использования традиционного топлива (кокс, газ, электроэнергия), требующий поиска альтернативных источников (нанотехнологии? атомный процесс? водородный двигатель?). Будущее металлургии Урала по-прежнему остается комплексной сложнейшей проблемой.
Следовательно, прогнозный проект "Урал промышленный - Урал полярный" требует вновь комплексного, междисциплинарного, эколого-глобального анализа, методы которого впервые были апробированы 110 лет назад великим сыном земли русской Дмитрием Ивановичем Менделеевым: http://resources.chelreglib.ru:6007/el_izdan/kalend2009/mendeleev.htm

савецкия метаморфозы, Серебряный век промышленность, Менделеев, Урал - опорный край державы

Previous post Next post
Up