Этому потом не поверят, но это так @

Sep 22, 2019 11:06


1935

18 ноября,

В школе номер восемь делал доклад учащимся местный писатель Бондаренко. Он говорил учащимся о прошлом своем учении, но по его словам это было 23 года назад. Представлял он это учение в самых мрачных красках и в довершение всего прибавил, что тогда в школах пороли розгами. Содержание доклада передавала очень развитая девушка, ученица седьмого класса в присутствии своего отца-коммуниста, который не выдержал и сказал:

- «Ему надо сказать, деточка, что мало его пороли, следует его еще раз выпороть, чтобы вздора не молол...»

Действительно до чего доходит наглость, двадцать три года назад старик-учитель не имел права мальчишке первого класса сказать «ты», а не то, чтобы пороть.

1936 год

11 апреля

Такая кругом бессодержательная жизнь, какие противоречия с тем, что говорилось и обещалось и с тем, что было потом. Я хочу указать на всю эту непоследовательность и ложь. Например - кооперация провозглашалась, как основа коммунизма, а теперь все кооперации закрыты, их нет, членские взносы забрали власти. Что это преднамеренная ложь или ошибки и непонимание пророка Маркса? В царском режиме беспощадно осуждался бюрократизм, но если бы встал Фамусов и посмотрел на нынешний бюрократизм, так он поклонился до земли тем чиновникам.



Свет не видел еще такого бумажного царства, как теперь; в связи с этим развитие административного порядка - советское государство - это полицейский участок. Все начинается в милиции (то же, что и полиция, только намного хуже) и в ней все кончается, а паспортная система наложила на всех граждан оковы полиции. Без полиции, т.е. милиции, ни шагу не отступишь, прежде черта оседлости была, горсти людей, теперь она охватила все, особенно русское население. Нацмены находятся в лучшем положении. Попробуйте сунуться в большой город - тьма препятствий, а высылка везде обычное явление без суда, без следствия, а только по соображению милиции, которая просто откажет вам в выдаче паспорта без объяснения причин.

Социализм больше, чем какое либо движение стоит за равенство. Где же оно у нас? Такого неравенства как теперь еще никогда не было. Одни пользуются всеми благами, живут на казеных роскошных квартирах, едят по Лукуловски, а другие с трудом кормятся отвратительным хлебом по очень высокой цене 20 копеек кило, и это не нищие, а рабочие, т. е. преимущественно советские граждане. Одним - постоянные командировочные поездки, хотя они ездят для себя в роскошных и бесплатных вагонах и бесплатно, а для других обшарпанные вагоны с платою до Ростова 3 рб. 50 копеек. К услугам одних автомобили, я например, за 18 лет советской власти ни разу на автомобиле не ездил, а другие, приехав в город, не находят никакого способа передвижения, и в последнее время явились из среды бедных людей - предприниматели, которые на тачках везут в город багаж, а пассажир идет за ним, расспрашивая, где можно остановиться, так как гостиницы только для тех, кто имеет командировки действительные или фиктивные.

Неравенство даже в питании: обеды в столовых организациях по особенному меню. То, что может требовать директор завода, того не дадут инженеру или технику, что можно бухгалтеру, того не дадут счетоводу. В институте одни обеды для профессоров, другие для преподавателей, третьи для студентов старших курсов и младших.

Этому потом не поверят, но это так.

А уж о заработной плате и говорить страшно, колебания такие, одни получают 50рублей в месяц, при этом крайне не исправно, другие 2000 рублей и это социализм. Одни пенсионеры 17 рублей, другие 300, я уже не говорю об исключительных пенсиях.

Путем такого неравенства умышленно создается зависть и недоброжелательность, восстанавливающего одного гражданина против другого, в особенности в среде рабочих. Неравенство сказывается и в обращении: все начальники коммунисты, исключения редки, или особые специалисты или по протекции они говорят друг другу «ты» для выработки особенной привилегированной касты.

Но по какому праву они говорят «ты» своим служащим и даже женщинам, которые не смеют говорить «ты» начальству? Такое же хамство и в школах. Учителя молодым людям и даже девицам 17, 18 лет говорят «ты». Западная Европа выработала один общий язык в обращении, хотя по крайней мере с внешней стороны сглаживать обиду неравенства, а коммунисты ее еще подчеркивают.

2 июня

Идут экзамены. Школы соперничают, где более успевавших, а знания из рук вон плохи. Учителя, как на письменных экзаменах, так и устных допускают всякие ухищрения вплоть до подсказа. На устных это делается просто, самых лучших учеников оставляют на конец, эти садятся вперед и подсказывают отвечающим смело и безбоязнено, потому что они прекрасно понимают, для чего их оставляют на конец, а потом преподнести блестящие результаты отделу народного образования, который хвалится блестящими результатами в печати, а осенью институты больших городов начнут писать анекдотические сведения и вопить, что десятилетки выпускают совершенно негодный материал, а о семилетках и говорить нечего.

1937 год

20 апреля

У Лермонтова где-то сказано, что дневник пишется или для потомства или только для себя и поэтому исповедь Руссо, хотя и считается искренней и правдивой, но это неверно, потому что он ее читал своим друзьям. Мне кажется - это взгляд верный. Я никому не давал читать своих воспоминаний и даже когда мне пришла в голову мысль перечитывать его, я решил отказаться от этого, потому что перечитывая, я, конечно, пожелаю что-нибудь изменить, так как дальнейшие события могли изменить мои взгляды раньше выраженные; я мог ошибиться в своих предположениях и мне захочется их вычеркнуть, а между тем мемуары должны точно выражать настроение автора в момент описанного события - тогда только записки всякого маленького человека могут интересовать потомков.

Арестованные троцкисты все сидят, о некоторых прошел слух, кажется, верный, что расстреляны Варданиан, Баланюк и еще какие-то, хотя суда над ними не было.

Вообще провозгласимая новая конституция ни в чем серьезном не исполняется, зачем она обнародована - не знаю. Перемен в жизни общественной и политической никаких, и в особенности относительно неприкосновенной, стало еще хуже. Газеты продолжают быть эхом властей, нравы падают в пропасть, хотя, казалось, что дальше уже некуда падать.

10 июня

В старину при замужестве большую роль играло приданное, теперь приданное негде взять, но есть нечто другое. Всякая женщина, имеющая жилую площадь от треста и жакта, всегда может рассчитывать на мужа и даже с выбором. Отсутствие жилой площади часто препятствует получить службу, потому что пока вы не имеете квартиры, вас не пропишут, и работу не дадут. Поэтому мужчины ищут женщину с комнатой, и владелица квартиры самая интересная невеста.

У нас во дворе живет некая Ирена такая счастливица: она сдает комнату с собою несколько раз в год, потому что всякий новый жилец - он же муж, несмотря на то, что Ирена женщина красивая, полная и пикантная, не может с ней ужиться, потому что она ненормальная и нимфоманка. Но это явление общераспространенное: комнату найти нельзя - дайте женщину с комнатой.

30 августа

Когда ходишь по улице, то невольно обращаешь внимание на нынешний привиллегированный класс. Это все упитанные до крайности люди. Кожа лоснится, и характернее всего на затылке выступают толстые сальники, скрывающие шею, а ягодицы такие огромные, как у женщин; вероятно для того, что бы щегольнуть носят рубаху в штаны.

27 ноября

На 12 декабря назначены выборы в Верховный совет и Совет национальностей. Неужели в Западной Европе парламентализм принял такую нелепую форму? Думаю, что нет: там есть все-таки политические партии, из которых каждая выставляет своего кандидата, А у нас? Например, в Таганроге коммунисты вершители наших судеб выставили двух - в Верховный совет еврея, Пугачевского и рабочего Изотова, оба не таганрожцы. Вписивать в бюллетень никого нельзя, значит, они уже выбраны. Идут предвыборные собрания. К чему они? Ко мне уже два раза приходили два довольно нахальные еврея с вопросом, отчего я не хожу на собрания. А им какое дело? Если бы я чего не понимал, чего бы не пошел. А слушать похвалы Пугачевскому я могу и в газете местной, где он восхваляется, за то, что сажал в ГПУ священников и разрушал церкви. И это в России, где все-таки миллионы верующих, такое выступление еврея он, конечно, прошел бы чуть ли не единогласно. Разве какие-либо смельчаки не пойдут на выборы или спрячут бюллетень в карман, а конверт подадут без бюллетеня. Я говорю «смельчаки», потому что никто не верит, что голосование будет тайное. Если захотят, проследить, кто, что подал, то, конечно, узнают.

Но вдруг 26 ноября по всему городу разразился скандал: Пугачевский не только снят с кандидатуры, но удален с должности и одновременно готов новый кандидат из Ростова, а в городе похвалы об этом Дальском без конца. Значит, кандидат выставлен помимо Таганрога, а газеты должны его хвалить по приказанию. За кого же считают гражданина так называемого СССР? Посмотрим, что дальше будет.

1938 год

25 января

Ужасное время продолжается, аресты без конца. Они принимают эпизодический характер: арестовывают немцев, потом поляков, достаточно одной фамилии. Какая причина, ничего не известно. Живем как на необитаемом острове.

Паника ужасная, говорят потихоньку. Корреспонденция до того сократилась, что почтальоны не имеют работы. Обыски могут обнаружить переписку, хотя бы она была самая невинная, все равно бросит тень, поэтому письма как старые, так и новые уничтожаются, адреса не записываются и держатся в памяти, вести записки и дневники страшно, потому что не только рискуешь собою, но и других подвергаешь опасности, упоминая их фамилии.

Не знаю, что делать, а ведь хотелось бы после себя оставить правдивое повествование: я знаю многие поуничтожали записки и воспоминания, а ведь жизнь провинции не менее важна, как и столичная. Прятать очень трудно при  той тесноте, в которой все живут. Нет человека, который спал бы ночью спокойно, даже дети и те нервничают, при каждом стуке, лае собаки просыпаются и будят родителей, сотнями в ночь забирают, и раз кого возьмут то, как в воду канул, какая его судьба, куда отправляют никому, ничего не известно.

Часто отправляют в одно место, а семью в другое и ни члены семьи, ни посторонние не знают. Забирают и отправляют, в чем застали, никакой передачи, ни пищи, ни белья, ни одежды не полагается.

Ни инквизиция, ни опричина Иоанна Грозного, ни свинцовые тюрьмы Венеции не могут идти в сравнение с тем, что делается.

20 февраля

Забирают греков повально. Греческая церковь отнята у греческих общин, и вся община арестована и сидит в ГПУ. В том числе и больной отец Анастасий Ласкаратос. В церкви водворен советскими властями Николай Сухаренко. Миряне встретили его недружелюбно, называют его предателем, иудой, шпионом, бродягой. Он прежде всего убрал отца Кирилла Конькова, которого полюбили прихожане, потом стал распоряжаться без участия какой-бы то ни было общины.

Вообще гонения на верующих усиливаются. Всюду призывы организовать кружки безбожников. Учителей силою побуждают к тому, а членские взносы за антирелигиозную пропаганду изыскивают с учителей, не спрашивая согласия.

Я припоминаю, как Луначарский около 1922 года говорил, что духовенство так позорно сдало свои позиции, что никто не ожидал, что от церкви будет большое сопротивление. Вот уже прошло около 20 лет, а гонения за веру все усиливаются, и все сколько-нибудь любимые священники сидят в дебрях Сибири, в тундрах и лесах Казахстана и Туркестана.

1939 год

24 января

...Был у меня юноша Варелас, просил помочь ему выполнить доклад об истории благоустройства улиц Таганрога. Для этого материала нашлось довольно. И незаметно разговор у нас с ним затянулся часа на три. До какой степени его начинили материализмом, атеизмом и всяким подлым реализмом. Можно ли допустить, чтобы юноша считал, что материальная обеспеченность создает обществу счастье и удовлетворит настолько потребности человек, что все будут счастливы, а отсутствие свободы убеждений, совести, отсутствие личной безопасности в неприкосновенности - это все ничего не стоит. «Дайте», - говорит он, - «человеку 20 копеек в день и он будет проклинать свою судьбу, а дайте 20 рублей и он будет счастлив».

Но он живо воспринимал, когда я в беседе с ним наталкивал его на вопросы духовных потребностей. Он потом говорил моей ученице Оле Орешко, что беседой со мной он очень доволен, и он глубоко меня уважает. Как видно, этот юноша в моем лице и в лице моей ученицы Оли увидел какой-то новый мир, о котором ему никто не говорил и который он до сих пор не встречал. Да, мальчика пичкали, а истину, близкую юношеской природе от него прятали. Я ему ничего не говорил о его дядюшке Аф. Вареласе - этом преступном типе, низкопоклонником до рабства пред теми, кто сильнее его и беспощадном пред теми, над которыми мог проявить свою власть.

8 июня

...Вообще коммунизм начался и кончился с отобранием недвижимости и излишков у старой буржуазии, затем водворяется с каждым годом крепче мещанство. Ссылки одни и те же на то, что писали Антон Павлович Чехов и Александр Чехов - уже наскучили, но против них никто не смеет возразить, потому что они закреплены авторитетами. А в сущности, что обозначают эти отзывы: мальчики, переехавшие из Таганрога в Москву, конечно, были поражены внешним превосходством столицы, а потом Антон Павлович только проездом бывал в Таганроге, что же он мог знать о жизни города. Александр Павлович тот дольше жил в Таганроге, но он жизни интеллектуальной не знал, так как вращался среди собутыльников. Они не знали о существовании поразительного количества благотворительных и просветительных обществ в Таганроге, о целом ряде библиотек общественного пользования, о посещении Таганрога знаменитостями в области искусства, как об этом пишет в недавно вышедшей книге «Годы учения» профессор консерватории Петербурга Майкопар, концертировавший по всей Европе и все-таки отдающий должное старому Таганрогу.

А уж если мы перейдем к экономическому благоденствию Таганрога, то, право получается сказка и когда нынешняя молодежь слышит об изобилии, разнообразии и дешевизне продуктов, то не верит и называет это «сказкою». Так пора бы оставить это самохвальство, напротив следует народившемуся обществу сознавать свою материальную и культурную нищету и стремиться восстановить былое благоденствие.

23 августа

Приезжал в Таганрог недели три тому назад писатель современник Лизин, очевидно еврей, фамилия, конечно, придуманная. Теперешние писатели на службе правительства, они пользуются покровительством властей, командировками и всякими льготами и являются проводниками в обществе того, что от них требует власть, если кто-либо из них в чем-либо провинился или не сумел выполнить то, что надо было, то его без церемонии по шапке, несмотря на прежние его услуги, так, например поступили, со сторонником советской поэзии Демьяном Бедным.

12 октября

Вчера похоронили Верушу. Отец Владимир причащал ее и отпевал дома. С какими страшными предосторожностями и опасением все это делалось. Совершенно, как во времена гонений. Бокль говорит, что нравственное развитие достигнув известного уровня, далее не идет, в противоположность умственному оно неподвижно. Но оно идет назад и не может быть, что опять не будет движения в смысле подъема.

(...) А кругом какие раздирающие душу сцены. Петровская улица покрыта бродящими людьми, ищущими: чего-нибудь купить - есть нечего. Кто-нибудь крикнет: там что-то дают сахар или колбасу, или мясо, иногда для - жалости и вот эти бродячие люди как голодные собаки на зов кухарки бегут со всех сторон, но, постояв час, другой с поникшей головой расходятся. За все эти унижения человеческого достоинства должен ответить проклятый коммунизм и его создатели, «отольются волкам овечьи слезы».

Военные заводы уже снабжаются из особых кооперативов. Правительство боится забастовок на них и думает заткнуть им глотку сахаром; мукой, колбасой и пр. за счет обывателя, у которого последнее отымут, чтобы накормить голодных более нужных. У нас везде фигурирует название «рабоче-крестьянское» следовательно, рабочие, как возглавляющие, должны больше других быть «самоотверженными», но выходит, что «рабоче-крестьянское» не смогло дать другим, а напротив отнять у других последнее. Стахановцы сели на плечи рядовых рабочих, как кулаки у крестьян, а рядовые сели теперь на шею прочих несчастных обывателей. Что будет дальше страшно подумать! Вероятно новые чрезвычайные гонения на обывателя, он всегда бывает козлом отпущения; жалкий беззащитный и ничтожный.

С.165


Гаврюшкин О.П. - Из прошлого старого Таганрога.pdf

drive.google.com

Из дневников Шитца, январь, 1929 г.

На съезде историков-марксистов окончательно объявлен буржуазным - исторический, или экономический материализм, ибо и «буржуазные историки иногда принимают экономический фактор за главный, и даже единственный». И классовую борьбу принимал даже Гизо. А вот Ленин ввел понятие диктатуры пролетариата, которая осуществит сознательно, путем власти, все, что нужно. Знаменитый «прыжок из царства необходимости в царство свободы», следовательно, совершился, и им оправдывается вмешательство лиц или партии в сознательное перестроение мира. Итак, воскрешение лавризма, бакунизма, «субъективного взгляда», личности и т. д. Зато робкое стремление некоторых «историков-марксистов» говорить об объективной (а не откровенно классовой) трактовке исторических тем заслужило упрек в «заакадемизировании» (каково словечко!!).

Пожалуй недалек от действительно возможных отношений анекдот про Троцкого: приходит он у себя в ссылке с охоты, смотрит на портрет Ленина и говорит: «Эх, Ленин, Ленин, рано ты умер; охотились бы мы теперь с тобой».
***

А у нас все смятенно. Во внутренней политике - аресты и высылки пачками, кажется, гл. обр. троцкистов. Вчера говорили об аресте Воронского; значит, напор на фронте уже литературном. Говорят, что нажим производится «для масс», и что будто бы внутри решено, при суровом обличьи, проводить правую политику.

На местах путаница полная: везде пролезают «кулаки»; вернее, середняки превращаются частенько в «кулаков». Органически (биологически) разная порода - людей, склонных к хозяйству, и дармоедов (т. наз. бедняков) - ведут борьбу не на живот, а на смерть. За «бедноту», даже плодящуюся в иной, более угрожающей пропорции, чем хозяйственные, стоит власть, и власть эту на местах проклинают отчаянно.

Образчик головотяпства хозяйственного передают из Шенкурска. Ок. 1915-16 г. там для освещения города построена была электрическая станция соответственной силы. Там же был небольшой, работавший паром, лесопильный завод для заготовки тары (бочек) под смолу, дававшую краю хороший вывоз.

Пришли современные «планщики», с лучшими идеями, кстати сказать безбожники. Решили провести электрификацию. Отняли храм под будущую станцию. Завод решили электрифицировать, а потому временно его закрыли, разбазарив паровую установку. Станцию не построили, ибо не удалось устроить колодца, а старую станцию разорили. В расчет на будущую электрическую силу построили новый завод по технической переработке дерева, но приехавшие спецы объявили, что завод этот нужен в Архангельске, а не в Шенкурске. И вот теперь: храм разорен, электрического освещения нет, лесопилка стоит (пока не купят и не установят заново паровой двигатель), из-за ее простоя нет тары, следовательно, стоит смолокурение и экспорт, доходивший до суммы свыше полумиллиона; новая проектированная станция не может быть доделана, а начатый новый завод бросают, ибо он не на месте… И так везде и всюду.
(...)

По сведениям с мест, леса сведены и проданы у нас вплоть до очередей 1936-37 года. Запродажа фарфора и картин из Эрмитажа - ничтожная доля в расхищении народного достояния, чем советская власть спасает пока себя. Говорят, сейчас сроки немецким векселям, а платить нечем.

Скверно и на продовольственном фронте. В Архангельске хлеба совсем нет, а в Одессе дают кукурузу да и то американскую. Куда все подевалось? В публике самые фантастические слухи о том, что кто-то доводит сознательно до абсурда, чтобы резко повернуть вправо. Этим Талейрано-Наполеоном считают многие Сталина.

https://coollib.net/b/404474-ivan-ivanovich-shitts-dnevnik-velikogo-pereloma-mart-1928-avgust-1931/readp?p=36&cnt=9000

Из дневников Л.В.Шапориной.

«Рубила капусту для пирога. Неподатливые листья падали на пол, сечка мельчила остальные - коммунизм с нами делает то же самое; мы все время равняемся по низшему, по мелкому: чуть крупный лист - сечка его пополам. И все мельче и мельче рубится капуста. Также и мясорубка.
У нас расстреливают в спину, в затылок, чуть ли не в упор. Можно ли выдумать более подлую казнь, более подлый народ? Меня начинает искренно возмущать, когда во всех бедах обвиняют правительство, большевиков. Народ подлый, а не правительство, и, пожалуй, никакое другое правительство не сумело бы согнуть в такой бараний рог все звериные инстинкты. Я помню этот звериный оскал у мужика при дележке покосов».
11 октября 1930 г.

«Не забыть бы рассказ о матери Щекатихиной, о том, как “октябрили” сына Сокольникова [Гирша Бриллианта (1888-1939), члена ЦК РКП(б), наркомфина и дипломата, впоследствии репрессированного. - прим. ред.], женатого на Щекатихиной, сестре Александры Васильевны, октябрил сам Ленин, опуская ножки новорожденного [Михаила Червонного (1923-1980) - С.Ф.] в большую вазу с шампанским. Жили они в Кремле, икру и прочее привозили бочками. Бабушка как-то в кухне и разговорилась: “Награбили, а теперь и обжираются”. Слова донесли, и Mr Сокольников попросил старушку Щекатихину выехать от них, обещая помогать ей деньгами. Никогда больше она не получила от него ни гроша».
21 февраля 1933 г.





хамодержавие, Чуркасталин антихрист, Чуркасталин дефективный менеджер, мемуары, Чехов, савецкий рай на земле, образованцы, соцреализм, Партия - наш рулевой!, Конституция, диктатура сволочи, нравственное богословие, савецкия газетки, савецкия учебники, савецкий норот, спгаведливость и гавнопгавие, дефективные менеджеры, "диалектика материализма", Чуркасталин отец всякой лжи, "совесть советской интеллигенции", "диктатура пролетариата", новая религия небытия помойного, Чуркасталин "гарант", "народовластие", мы не рабы - рабы не мы, железные евреи тов.Чуркасталина, социаклизмы и демонократия, савецкий гомункулюс, хамы

Previous post Next post
Up